- Мне сказали, что вы лучший юрист по административным делам!
Девушка, вошедшая в кабинет и оторвавшая меня от мучительного творческого процесса подсчёта супружеского имущества, подлежащего разделу, стряхнула с шубки снег и с улыбкой посмотрела на меня.
- Вас ввели в заблуждение, - в тон ей ответила я.
Она засмеялась.
- И тем не менее, я уже здесь. И очень надеюсь на вашу помощь.
Представилась Марией. Сказала, что у неё проблемы с ГИБДД.
"Административным" делом оказалось именно то, что я больше всего не люблю, - оставление места ДТП! И не просто на начальной стадии... Мария пришла ко мне (почему я уже не удивляюсь?!) за два дня до судебного заседания!
После внутренних стенаний (клиент не должен видеть мои эмоции) в процессе заслушивания вступительной речи Марии я попросила посмотреть документы.
- Какие документы? - удивилась девушка. - У меня нет ничего.
А, ну, как обычно... Дело об административном правонарушении уже в суде, а привлекаемый на руках ничего не имеет. А точнее - не хранит.
- Мария, - как можно мягче начала я, - без документов я не смогу как минимум оправдать ваши надежды на помощь. У вас дело и без того... как вам сказать... противное! Практически бесперспективное. А вы ещё и без документов приходите.
Девушка заметно расстроилась.
- А давайте, я вам расскажу, как оно было, и вы уже сориентируетесь.
Вот уж неееет!!! Рассказов я наслушалась достаточно!
- Нет, Мария. Так не пойдёт. Я сначала смотрю, что имеется в деле, а потом уже слушаю версию клиента.
- И что же нам делать?
- Работать. Если вы, конечно, готовы.
Мария была готова. Оформили полномочия защитника, поехали в суд - знакомиться с материалами дела.
Честно говоря, если дело уже в суде, то доказывать невиновность водителя очень и очень сложно. А уж по оставлению места ДТП - вообще практически нереально.
И дело Марии не было исключением.
...Маша ехала на работу, двигаясь в потоке машин. Проехав перекрёсток, она заметила велосипедиста, который вилял по проезжей части ближе к правой обочине.
"Пьяный, что ли" - подумала она.
Скорость движения машин была маленькой - где-то пять-семь километров в час. Но велосипедиста Маша всё-таки опередила.
В зеркало заднего вида она увидела, как велосипедист грохнулся на дорогу. Испугавшись, что на него может наехать идущий сзади автомобиль, Маша затормозила, включила аварийки и вышла из машины.
К счастью, идущий сзади автомобиль тоже вовремя остановился. Так что мужику на велосипеде повезло.
- Ну зачем вы ездите по дороге в таком состоянии?! - с досадой рявкнула она на мужика, пытающегося подняться.
Из второй машины выскочили двое мужчин и поспешили к упавшему.
- Мужик, ты как? Цел?
- Да всё хорошо, всё хорошо, не беспокойтесь... - бормотал велосипедист. - Со мной всё нормально.
- Вы встать можете? Скорую вызвать? - спрашивала Маша.
А мужчины из второй машины тем временем уже поднимали его и велосипед, отряхивали ему одежду. По всем видимым признакам велосипедист не ушибся и мог обойтись без медицинской помощи.
- Не надо мне никакой скорой, - отговаривался он. - Я домой... домой вот еду.
Сел на свой велик и покатил дальше, продолжая вилять рулём.
Мужчины сели в машину и уехали вперёд. Она тоже села в свою машину и двинулась дальше. Больше об этом происшествии она не вспоминала.
А на следующий день ей позвонили из полиции, уточнили, находилась ли она в такое-то время на своей машине на такой-то улице (конечно, находилась - на работу же ехала) и попросили представить машину для осмотра.
Маша поехала в ГИБДД, где и узнала, что ей вменяется наезд на велосипедиста и оставление места ДТП.
Оказалось, упавший с велосипеда мужик через несколько часов после события вызвал себе скорую. Прибывшей бригаде он пояснил, что утром был сбит голубой машиной, за рулём которой была девушка. Сразу по факту наезда он к врачам не обратился, а теперь вот ему стало хуже, прям невмоготу...
Скорая повезла его в приёмный покой, где после исследований был обнаружен перелом ноги в области колена. По факту полученной травмы была вызвана полиция, которая по описанию потерпевшего уже на следующий день вычислила автомобиль.
- Но я его не сбивала и не наезжала на него! - Маша пыталась объяснить ситуацию.
- Не волнуйтесь, девушка, разберёмся, - успокаивал её лейтенант и продолжал писать.
Маша что-то подписывала, она уже и не помнила, что именно... Её клятвенно заверили, что ничего страшного она не совершила, всё образуется.
А когда "образовалась" повестка в суд, Маша испугалась.
В суде она рассказывала то же, что и сотрудникам ДПС - ехала медленно, увидела, как велосипедист упал позади её машины, вышла, убедилась, что жив и здоров...
Судья слушал, кивал. Ничего не записывал. Назначил дату судебного заседания.
Маша решила, что всё обойдётся.
Но когда она рассказала начальнику, зачем её вызывают в суд (надо же отпрашиваться как-то!), тот насторожился. Спросил, какую статью ей вменяют гаишники. После чего предупредил, что её наверняка лишат прав.
И вот тогда Маша всерьёз испугалась...
- Мария, ну что... Всё как-то очень печально, - резюмировала я после ознакомления с материалами дела.
Всё на самом деле не просто печально. Моя клиентка реально будет лишена прав!
Одна хорошая новость - у потерпевшего не было телесных повреждений после ДТП. Потому что перелом, с которым он поступил по скорой, был старым. То есть, по времени ДТП травма не совпадала.
Но оставалось оставление места ДТП. И вот по этой статье материал был собран убедительный.
Во-первых, потерпевший объяснил, что ехал по дороге, когда голубой автомобиль обогнал его и сбил. После чего он упал на дорогу, а девушка, которая была за рулём, даже не вышла из машины.
Во-вторых, свидетель - пассажир второго автомобиля, пояснил, что увидел, как девушка за рулём голубого автомобиля сбила велосипедиста, остановилась, но из машины не вышла. А потом уехала.
В-третьих, схема ДТП - расположение машины и потерпевшего. Подпись Марии: "Со схемой согласна".
Всё это изложила клиентке.
Она возмутилась - такого не было! Из машины вышла сразу! Это всё наглая ложь!
Было и кое-что положительное в материалах.
Кроме того, что у потерпевшего объективно не было никаких телесных повреждений, полученных именно в этот день и именно при столкновении с машиной, мне понравился протокол осмотра транспортного средства.
Никаких повреждений не было!
То есть, ни у машины, ни у велосипедиста повреждений нет. Следовательно, факт ДТП вызывает сомнение. А если не было ДТП, то и оставлять моей клиентке было нечего.
Заявили ходатайство о допросе свидетеля.
В суд потерпевший ни разу не явился. А мы дотошно под протокол опросили свидетеля, который пытался поддержать позицию гаишников ("девушка не вышла, велосипедист лежал на дороге, с места уехала"). Но при оглашении его первоначальных показаний он "вдруг" вспомнил, что действительно, мужик сам встал, они помогли ему сесть на велосипед, и он самостоятельно уехал. На мой вопрос, кто уехал раньше - велосипедист или голубая машина, свидетель уверенно сказал правду: машина оставалась на месте, когда велосипедист уже уехал своим ходом.
Браво!
Ни повреждений, ни оставления.
Суд прекратил производство по делу.
Мария громко радовалась. А я под финал прочитала ей лекцию о том, почему к юристам надо обращаться своевременно, а не в последний момент.
Потому что не всегда дела разрешаются таким вот образом.