Найти тему
Путь Востока.

Протесты в Казахстане бьют по репутации Турции.

Первоначально в медийном поле было много вбросов о том, что за протестами в Казахстане стоит чуть ли не турецкая разведка. Даже уважаемый тюрколог Аваков (частый гость в студии Соловьёва) сделал подобное заявление правда с оговоркой "вероятно", но в выступлениях турецких политиков чувствуется растерянность и беспомощность.

Было бы понятно, если бы восставшие несли турецкие флаги или зёлёное знамя Газавата, однако пока мы имеем дело с тупыми бандами погромщиков. Но об этом чуть ниже, а пока посмотрим, что говорят турецкие политики. Итак. Пресс-секретарь оппозиционной İYİ Parti Явуз Агыралиоглу высказался относительно событий в Казахстане:

«Несмотря на независимость тюркских государств, в регионе есть Россия, в регионе есть растущий Китай, есть развитые [западные] страны, которые с незапамятных времен занимали там позиции в борьбе за господство. Поэтому каждый, от России и Китая до Великобритании, Франции и Германии будут вести борьбу за власть в этом регионе.
Поэтому мы должны сделать турецкое государство сильным, чтобы у нас была возможность разрушить любой план, пытающийся воспользоваться подобными беспорядками.

В этом же ключе выступил Давутоглу. Он посетовал на недостаточную вовлечённость Турции в дела Казахстана.

«Я глубоко опечален недавними событиями в дружественном и братском Казахстане, центральной стране тюркского мира. Также вызывает беспокойство, что в связи с этими событиями [Казахстан] обратился за поддержкой Организации Договора о коллективной безопасности под председательством Армении.

На всё это есть отличное русское выражение "профукали". Если бы представители турецкого правительства читали бы наш канал, то они бы прочитали бы во многих публикациях о том, что среднеазиатские элиты это совсем не то, что думают о них представители турецкого политического руководства. Сам Казахстан это де факто колония западных держав в первую очередь Британии и США. Давайте в качестве иллюстрации оценим следующую информацию.

Месторождении Тенгиз на Каспии в рамках ТОО «Тенгизшевройл» национальный оператор «КазМунайГаз» имеет 20%, Chevron (США) – 50%, ExxonMobil (США) – 25%, СП «ЛукАрко» (США) – 5%.
На месторождении Кашаган на Каспии в консорциуме North Caspian Operating Company N.V. (NCOC) национальный оператор «КазМунайГаз» имеет 16,88%, Eni (Италия) – 16,81%, ExxonMobil (США) – 16,81%, Shell (Великобритания) – 16,81%, Total (Франция) – 16,81%, CNPC (Китай) – 8,33%, Inpex (Япония) – 7,56%.
И на месторождении Карачаганак в Западно-Казахстанской области в Karachaganak Petroleum Operating B.V.: национальный оператор «КазМунайГаз» имеет всего 10%, Eni (Италия) – 29,25%, Shell (Великобритания) – 29,25%, Chevron (США) – 18%.

В Казахстане представлены и интересы российских нефтедобывающих компаний. Иллюстрируем.

В Казахстане работают российские нефтедобывающие компании: «Лукойл» и «Роснефть». Последняя владеет российской долей проекта по разработке шельфового месторождения Курмангазы на Каспии (непосредственно компании принадлежит 25% актива). «Лукойл» активно вкладывается в разработку российского шельфа Каспия: но также инвестирует и в добычные проекты соседних стран. Например, у компании есть 13,5% в проекте Карачаганак, 5% в Тенгизе, 50% в блоке Жениз и 12,5% в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК, трубопровод по доставке нефти с Тенгиза в порт Новороссийска). «Ведомости» направили запрос в «Лукойл». В КТК также есть доли и у «Транснефти» (31%) и СП «Роснефть-Шелл» (7,5%).

Если Казахстан такой активный участник пантюркистского проекта, то почему сама Турция не допущена на нефте - газовый рынок Казахстана? Вполне логично было бы допустить турецкий бизнес к месторождениям на Каспии, и соединить этот проект с газопроводом Баку - Джейхан, одновременно выстраивая единую тюркскую систему энергетической безопасности? Пока мы видим запредельный уровень коррупции. когда в обмен на личные преференции, казахское руководство передаёт все природные богатства страны в руки прежде всего западного, а затем и российского капитала. Одной из причин разложения Казахстана, как государства стала де индустриализация страны, при этом нет никаких контактов руководства Казахстана с турецкими бизнес - структурами, которые могли бы выстроить здесь ту же систему лёгкой промышленности или даже перенести часть производства машиностроительного сектора. Кроме того, важной частью структуры полезных ископаемых в Казахстане является уран. А Турция, как известно движется к ядерной энергетике (да. да с помощью РФ). Участие в добыче урана, могло бы стать одной из опор в энергетической безопасности Турции.

У спонсоров беспорядков в Казахстане нет никакой происламской или пантюркистской повестки дня. Один из спонсоров казахский протестов Мухтар Аблязов в основу своих выступлений положил ... чтобы вы думали? Про европейскую повестку! Мол хотите ли вы жить как в ЕС? Идите и громите правительственные здания!

-2

В этих заявлениях нет ничего о Турции, Исламе, традиционных ценностях и так далее. И в этом повторюсь главный просчёт турецких политиков. Они думали, что найдут в Казахстане истинных тюрок, который станут сражаться за тюркские (в их понимании) ценности, за Ислам и тюркскую солидарность. Однако вышло всё, как мы писали ранее. Коррумпированная элита центрально - азиатских республик не любит друг, друга, а внутри своих стран, они друг,друга ненавидят. Здесь нет и тени той цивилизованной политической борьбы, которую мы могли бы наблюдать в Турции сегодня. И то, что само турецкое руководство считает истинными тюркскими ценностями, является скорее османскими ценностями, которые никогда не имели места быть в Центральной Азии. В Казахстане мы видим классическую для этого региона межклановую, схватку в которую вовлечены разные жузы (родо племенные объединения), которые всю свою историю враждовали друг с другом заключая временные союзы. Топливом для сегодняшних протестов, являются так называемые "мамбеты" это внутри казахская презрительная кличка низов общества, имеющая и сексуальный окрас.

-3

Это огромная деклассированная социальная прослойка казахского общества, не имеющая признаков цивилизованности ни в быту ни в образе мышления. Эти люди большей частью живущие в мазанках и даже в юртах, без регулярных доходов, для которых попасть в места лишения свободы является осязаемым благом потому, что там хотя бы кормят три раза в день. Посмотрите внимательно на лица протеста и на их одежду, это как правило самые дешёвые китайские вещи, часто из разряда "секонд хенд". Подобную массу не имеющую образования но голодную и злую может пожечь каждый кто посулит им сотню другую баксов в день. Турецкое руководство оценивало возможность прибытия и размещения подобных людей в Турции в качестве беженцев? На их фоне курды и сирийцы покажутся своими и родными и бесконечно дорогими гражданами.

-4

Поставиви себя рядом в элитами Центральной Азии, турецкое руководство оказалось в зоне репутационных рисков и в результате получило серьезнейший удар по имиджу, поскольку не понимало и не понимает той пропасти, которая разделяет практически европейскую Турцию и Центральную Азию и Казахстан в частности. За пантюркистской риторикой должны стоять реальные дела, однако Турция чувствует себя отлично и как дома на Балканах, но отнюдь не в тюркском мире. Теперь, когда в Казахстане вспыхнуло пламя стихийных но хорошо управляемых протестов оказалось, что кроме вербальных интервенций Турция не может предложить ничего и на том месте, где она должна была бы быть, оказались российские и белорусские войска. По последним данным на момент написания статьи Киргизия готова к вводу своих миротворцев, хотя ранее это отрицалось. Это серьезный удар по самой системе Совета тюркских государств который годами выстраивала Турция. Получается, что Турция создавала не дееспособный орган. А при этом, события в Казахстане окались столь стремительными непонятными для турецких политиков, хотя бы потому, что друзья по НАТО никак не возмутились присутствием войск РФ и Белоруссии (союзного государства) на территории Казахстана видимо получив гарантии неприкосновенности своих активов.

Ситуация внутри и вокруг Казахстана складывается довольно интересно. Пока мы видим одно, что только РФ и её союзники обладают инструментами быстрого реагирования видимо наученные горьким опытом 2014 года, а также протестами в Белоруссии. На изображениях беспорядков мы не видим никакого пантюркистского визуального обозначения. Нет даже никакой государственной или политической риторики кроме желания громить и убивать. Это типичное бессмысленное восстание внутри колонии. Потому руководству Турции следует задуматься над репутационными потерями, а они и так очень велики.