Рассказывая о становлении кукольной индустрии, в статье Германские куклы. Рождение легенды (часть 1) я упомянула имя одного замечательного художника, подарившего миру эстетику характерной куклы. Сегодня я расскажу об этом человеке подробнее. Тем более, что сегодня День его рождения.
Артур Левин родился 9 ноября 1866 г. в местечке Нидерзидлице под Дрезденом. Он был вторым из пяти сыновей Теодора Левина и Иды Луйзы Функе. Отец будущего скульптора и сам был художником. Он был владельцем мастерской по художественной ковке и работал художником-декоратором в местном театре. Но больше всех юный Артур любил свою мать. Для него стало огромным ударом ее скоропостижная смерть в 1975 году. Мальчику тогда было только 9 лет.
Мальчику невероятно повезло - вторая жена отца оказалась женщиной доброй и внимательной. Она полюбила приемных детей, как своих. Именно она первой заметила, что у Артура прекрасные художественные способности. Это с ее подачи Артур поступил в художественные мастерские Дрездена. Там он начал обучаться резьбе по слоновой кости. После окончания курса Артур поступил в Берлинскую Королевскую Академическую школу Изобразительного Искусства. Следующим шагом стала Прусская Академия Художеств, где в течении пяти лет он учился у таких художников, как Герхард Яненш, Эрнст Гертер и Альберт Вольф. В 1895 году он со своей скульптурой "Борющиеся мальчики" выигрывает грант в размере 3000 марок от фонда архитектора Пауля Шульце и переезжает для продолжения обучения в Рим. Интересно, что путь из Берлина в Рим он проделал на велосипеде, чтоб сэкономить деньги для учебы. Дорога заняла пять недель. Живя в Риме Артур так же продолжил экономить, направляя все деньги на учебу. К счастью, немецкая колония художников под названием "Колонетта» сразу же приняла молодого студента в свои ряды. В это время он очень много работает. Через год он возвращается в Берлин, а в 1899 он едет в Париж, где поступает в Академию "Жулиана" и учится еще у одного именитого мастера Дени Пуэха. Именно в этот период Артур Левин добавил к фамилии отца фамилию матери - Функе, что позволило ему отличаться от однофамильцев.
В начале нового века началась новая страница в жизни Артура. В 1901 году он основывает в Берлине школу живописи и скульптуры (Studienateliers für Malerei und Plastik). Многие из его учеников стали знаменитыми художниками и скульпторами: Петер и Кете Коллвиц, Дэвид Фридманн, Пол Ситроен, Илзе Хеллер-Лазар, Чарльз Хуг и Феликс Нуссбаум.
Абсолютной революцией в то время стало открытие зала для изучения обнаженной натуры и возможность посещения данной школы женщинами. Остальные Берлинские школы искусств тогда этим похвастать не могли.
В 1903 году началась новая страница и в личной жизни художника - 32-летний Артур на костюмированном балу в берлинском Доме художников знакомится с 17-летней Евой Пёнитц, дочерью композитора и музыканта Франца Пёнитца. В 1902 году состоялось обручение молодой пары, а уже 15 апреля 1903 года состоялась их свадьба. Ева подарила Артуру четырех детей: двух дочерей и двух сыновей, один из которых впоследствии тоже станет знаменитым художником. Жизнь семьи Левин-Функе была наполнена живописью и музыкой.
В 1905 году Левин-Функе получил золотую медаль в Großen Berliner Kunstausstellung, А в 1913 году получил звание профессора.
Большинство его работ - обнаженные, но он также создавал бюсты. К сожаленью большая часть его бронзовых скульптур была уничтожена или украдена во время Второй мировой войны. Самым ярким примером является скульптура Мартина Лютера и его сподвижников, находившаяся в Берлине перед приходским залом Берлин-Уелендорф, которую демонтировали и переплавили на военные нужды.
Новый поворот в жизни художника произошел после появления на свет его детей. Артур был очень внимательным отцом и подмечал различные выражения лиц своих детей: задумчивые, мечтательные, смеющиеся, удивляющиеся. Дети вдохновляют его на создание бюстов детей, выражающих различные эмоции. В этот момент в Германии начинается эра характерных кукол.
В 1908 году известная немецкая кукольная фирма Kämmer & Reinhardt предложила Левину-Функе сотрудничество. Не согласись он, возможно создание кукол развивалось бы по-другому. Но он согласился и подарил миру кукол, раскрывающих образ и характер ребенка. И, как я уже говорила, моделями для этих кукол послужили дети художника. Например моделью для куклы “Marie“ (K&R 101) послужила старшая дочь Левина-Функе Карин в возрасте приблизительно двух-трех лет.
Уже в 1909 году первая характерная кукла Kämmer & Reinhardt появляется в продаже. Моделью послужила бронзовая скульптура Артура Левина-Функе «Смеющийся младенец». Это был знаменитый сотый молд. Первая кукла этой знаменитой отливки до сегодняшнего дня хранится в семье потомков Левина-Функе.
Интересно, что одним из требований владельцев фабрики к скульптору, которое Левин-Функе не захотел принять. была разработка более миловидных кукольных голов. Как художник, он на первое место ставил характер. Возможно поэтому, вскоре его совместная работа с Kämmer & Reinhardt подошла к концу. Он успел разработать в 1911 году еще одну характерную куклу K&R 116 по образу своего старшего сына Андреаса. Вероятно, это была его последняя работа для данной фирмы. Но Kämmer & Reinhardt продолжили создавать характерные молды на основе работ Левина-Функе.
В конце 1910 года Левин-Функе заключает контракт с фабрикой "Cuno & Otto Dressel" в Зоннеберге. И для кукол этой фирмы моделями послужили дети скульптора: дочь Карин и племянник Хайнц. Куклы вышли в 1911 году очень малым тиражом, поэтому сейчас их встретить крайне трудно.
Кроме Kämmer & Reinhardt и "Cuno & Otto Dressel", многие другие кукольные производители использовали модели Левина-Функе. Например, фабрика братьев Хойбахов из города Лихте. Куклы Йохана Даниеля Кестнера, выпущенные в 1910 году, очень напоминают лицо Андреаса Левина-Функе, сына скульптора.
Но поклонников у характерных кукол с 1909 по 1914 годы было немного. Они так тяжело продавались, что тысячи из них еще на фабрике разбивались молотками. Поэтому и заметка в газете "Türinger Allgemeine Zeitung" от 24-ого апреля 1928 года, в которой имя Артура Левина-Функе упоминается впервые особого интереса не вызвала. И лишь спустя 60 лет, в 1987 году, немецкие кукольные эксперты Юрген и Марианна Цизлики в своем журнале "Cieslik`s Puppenmagazin" опубликовали интереснейшую статью о первых характерных куклах с головами из фарфора. Загадка, кто же является создателем первых характерных младенцев, выпущенных на фабрике Кэммера и Райнхарда, была разгадана — это был профессор Левин-Функе.
Что касается кукол по его молдам, то за редкие экземпляры сегодня приходится платить шестизначные суммы. Так, например, на аукционе в Калифорнии в январе 2013 года кукла K&R 104 продалась за 212.000 $. Этот молд разработал также Артур Левин-Функе по образу своей дочери Карин. Владелец аукционного дома Стюарт Холбрук прокомментировал это событие так: „Уникальность этой куклы была очевидна для коллекционеров, борющихся за право обладать ею, такая возможность может встретиться только раз в жизни“.
Артур Левин-Функе скончался в Берлине 16 октября 1937 г.