Нужно ли специально развивать речь детей? А что, если словесный поток ребенка будет не остановить? А вдруг вы устанете от радио, обладающего фантастической способностью перемещаться в пространстве?
Речь – это не только про поговорить, это еще и про подумать и проконтролировать. Но обо всем по порядку.
1. Речь – средство общения
С этим не поспоришь. Речь помогает нам правильно высказывать мысль и воспринимать услышанное. Даже жесты и мимику можно истолковать неоднозначно, а слова – это знаки, понятные всем (и зафиксированные в словарях).
Многие мамы ходят по дому и комментируют каждое движение, чтобы малыш быстрее привык к разговорам. В роддоме соседки по палате потешались надо мной, когда я двухчасовому малышу объясняла, зачем нужно менять памперс и когда это все закончится. На пятые сутки все говорили со своими детьми:))
2. Речь – средство мышления
На первом году жизни мышление и речь ребенка развиваются независимо друг от друга. Дети развивают мышление, когда трогают игрушки и предметы, рассматривают мир вокруг, прислушиваются ко всему, пробуют на вкус.
К двум годам линии развития речи и мышления совпадают. Когда ребенок овладевает словами, обозначающими предметы, признаки и действия, его восприятие закрепляется в виде представлений, которые станут основой для дальнейшего изучения мира.
Сначала вы показываете собачку и объясняете, что она делает и как говорит. А через некоторое время собачки под рукой нет, но вы спрашиваете: «Как собачка говорит?», и ребенок отвечает. У него в голове есть образ собачки и ее звук. Но если вы назовете незнакомое животное, то поставите ребенка в тупик.
Слово также инструмент обобщения: слова типа «мебель», «деревья» обозначают не единичные предметы, а группы предметов. Поэтому слово – инструмент абстрактного мышления, которое помогает нам обучаться. Заметьте, что обобщать дети учатся гораздо позже, чем называть конкретные предметы.
3. Речь – средство контроля
Маленькие дети не умеют выполнять инструкции. Даже на усвоение «дай», «на» и «покажи» уходит много времени.
Вспомните, как ваш малыш учился брать ручкой предметы, когда вы протягивали их ему и говорили: «На». Или как бабушка многократно звала его на руки словом и жестами, пока он не научился протягивать ручки в ответ.
По мере взросления ребенок учится выполнять словесные инструкции взрослого. Он действует так, как ему объясняет взрослый. Позже ребенок сам во внутренней речи дает себе приказы и выполняет их.
Речь помогает ребенку не только говорить, но и познавать мир и себя, контролировать свои действия, легче обучаться. Чтобы развить речь ребенка, надо разговаривать и слушать, играть и объяснять, давать чёткие инструкции и контролировать их выполнение. А для этого ребенку нужен взрослый.
О том, как ускорить развитие речи, я писала здесь.