Найти тему
Мир Людей ✓

Почему первых пилотов аэростата в России называли антихристами

Оглавление

В 1890 году, глядя на Европу, в России утвердили положение об Учебном воздухоплавательном парке в окрестностях Петербурга. Целью проекта стала подготовка отечественных офицеров-аэронавтов. Первой на аэростатах в воздух взлетела «Кадровая воздухоплавательная команда» под руководством 29-летнего петербуржца, поручика Александра Матвеевича Кованько. Так зарождался военный воздушный флот России. Как прошел первый полет, и какую реакцию вызвал у очевидцев, читайте в статье.

Аэростат "Орел". Фантазии автора
Аэростат "Орел". Фантазии автора

Старт полета

Полковник Поморцев и поручик Кованько поднялись на военном аэростате «Орел» в воздух 11 сентября 1890 года. Старт произошел на территории газового завода. С земли было отлично видно, как шар медленно воспарил и взял курс на Ладожское озеро. Пролетев двести десять верст, аэростат опустился в сосновом лесу в южной части Олонецкой губернии. Рядом находилась деревня Мустоя.

Полковник Александр Матвеевич Кованько, Санкт-Петербург, 1904 год
Полковник Александр Матвеевич Кованько, Санкт-Петербург, 1904 год

Грибы и антихрист

В то время на свою беду местные бабы поли в лес по грибы да по ягоды. Тихая охота шла удачно, и в небо никто особо не смотрел – грибов ведь там нет. Но вдруг что-то изменилось, и бабы в ужасе переглянулись – поляну накрыла густая, черная тень в форме круга. Представьте ужас деревенских женщин, в одночасье оказавшихся заточенными в кольце мрака. А уж когда они подняли головы и увидели надвигающийся на них шар - корзинки тотчас попадали у них из рук, раздались истошные крики и, осеняя себя крестным знамением, женщины в рассыпную бросились наутек.

Единственное, что смогли отчетливо услышать озадаченные аэронавты - это душераздирающие крики: «Антихрист, антихрист!».
Аэростат в России. Справа в группе офицеров стоит Николай II.
Аэростат в России. Справа в группе офицеров стоит Николай II.

Стоянка аэростата

Поморцев и Кованько выпустили газ из аэростата и стали трубить в рупор. Они конечно понимали, что до смерти напугали местных, но выбора не оставалась – нужна была помощь. После подачи звукового сигнала они просидели у своей «адской машины» четверть часа, потом еще четверть. Никто на подмогу не шел. И уж было совсем отчаялись наши герои воздухоплавания, как вдруг из кустов послышался шорох. Это деревенские мужики, вооружившись вилами да топорами, потихонечку крадучись подбирались к месту сошествия с небес антихриста. Хотели такого-сякого на вилы поднять, что б не смел больше баб «ихних» пугать. Встали местные воители вокруг аэростата и смотрят во все глаза, а подойти не смеют – страшно. Только крестятся, да шепчутся.

Аэростат «Андрей Пильстрем» 1898 год. Неизвестный автор
Аэростат «Андрей Пильстрем» 1898 год. Неизвестный автор

Пойдем сдаваться на милость мужицкую

Аэроплаватели, увидев такую картину, приняли единственно правильное решение и пошли сдаваться мужикам. Долго пришлось Поморцеву и Кованько объяснять, что за диковинный аппарат прилетел к деревне, и кто, собственно говоря, они такие. Оба перекрестились и заверили местных жителей, что антихриста в небе не встречали. Наконец, крестьяне закивали головами и начали понимать, что к чему. Однако, несмотря на это, подойти к аэростату рискнули не все. Самые смелые потрогали шар, а один отчаянный мужичок даже залез в корзину. В итоге помощь пилоты получили. Все закончилось благополучно.

Будем летать!

Русский офицер и патриот Александр Кованько возглавлял и развивал в России воздухоплавание. Он организовал настоящее летное дело и создал надежную квалифицированную воздухоплавательную команду. За свой благородный труд Александр Матвеевич снискал искреннее уважение руководства страны, исследователей, ученых и сотрудников. А народ постепенно привык и уже не реагировал на авиацию так категорично. Вскоре лётчиками захотят стать все деревенские мальчишки и, каждый раз замечая шар в небе, будут бежать за ним, наблюдая удивительный полет.

Если статья вам понравилась, ставьте лайки, пишите комментарии и будьте здоровы

О неточностях и опечатках просьба сообщить автору