Оценка - вещь субъективная или объективная? И бывают ли оценки не за знания, а "за красивые глазки"? Вот если учителю не нравится, как выглядит ученик (у него зелёные волосы, тату, пирсинг, "грязь лежит на рожице") или как ведёт себя ученик, имеет ли он право занижать отметку? Моё личное мнение: не имеет. Мы, учителя, должны всё-таки оценивать знания, а не внешность и характер. Да и это ещё оценка нашей преподавательской работы.
Но я вспомнила два случая, когда учителя ставили отметки "за красивые глазки". Один из них из моего школьного детства, а другой из моей учительской практики. Правильно ли поступили учителя - решать вам, мои читатели.
Пятёрка по физике, из-за которой мне стыдно даже спустя 20 лет
По физике учитель у нас был мужчина. Он вёл ещё Труды у мальчиков (в то время были именно Труды, а не Технология). И выходила у меня пятёрка, я расслабилась и не стала готовиться к контрольной работе. А на ней была задача, которую я никак не могла решить. За контрольную мне поставили 4. Из-за этой четверки теперь выходила спорная оценка. Что поставит учитель в четверти?
- Что же мне с тобой делать? - спросил он, - ладно, приходи после уроков. Напишешь эту же контрольную другого варианта на 5, я поставлю тебе 5 в четверти.
Я пришла, контрольную написала, но ту же самую задачу из второго варианта, что была и в первом, я решить никак не могла. Уже не помню, про что она была.
- Это же элементарная задача! - сказал учитель, - что так долго думаешь?
Я сидела и чуть не плакала. Вот и будет у меня теперь четверка по физике. А ведь сама виновата, не подготовилась, не повторила эту тему. Но каково же было моё удивление:
- Я ставлю тебе 5 в четверти. Но знай: эта оценка за твои красивые глазки!
И мне стало стыдно. Радости никакой. Лучше была бы 4, но зато заслуженная. До сих пор стыдно за эту отметку "за красивые глазки".
Ученица-двоечница, у которой в дневнике одни пятёрки
Не могу вставить её реальное фото и написать её настоящее имя. Думаю, вы поймёте. Назовём её Мариной.
Это было, когда я уже сама стала работать учителем в школе. И к слову, я никогда не оцениваю своих учеников за внешность или их поведение, а только за их знания и умения по моим предметам.
Однажды ко мне в класс пришла новенькая. Я познакомилась с ней и с её мамой заранее. Они пришли среди учебного года и принесли дневники и тетради. Я посмотрела их: за второй класс у Марины стояли одни пятёрки в дневнике. За третий класс (первая четверть) тоже в тетрадках хорошие отметки. Почерк красивый.
Да и сама девочка красивая. Глаза голубые, волосы светленькие, вьются, фигурка хрупкая, невысокая, говорит ласково, всегда улыбается. Девочка была похожа на маленькую принцессу.
И она начала учиться у меня в классе. Я сразу заметила большие проблемы. Читала Мариночка медленно, по слогам (это в третьем-то классе), задачи по математике вообще не понимала, списать упражнение по русскому языку не могла без кучи ошибок и зачеркиваний. Текущие отметки приходилось ставить двойки.
"Может, стресс из-за смены школы? - думала я, - видела же у неё: одни пятёрки были в дневнике".
Проверяю я однажды её диктант. А там просто сотня ошибок. И как раз в этот момент заходит моя коллега. Я решила поделиться с ней и спросить совета:
- Смотрите, сколько ошибок. А ведь в предыдущей школе были одни пятёрки. Как такое может быть?
- А это Марина Иванова? - спрашивает коллега. Она у моего класса вела английский язык.
- Да, она.
- Так с ней всё понятно. Мариночка - это же ангелочек. Ну посмотрите на неё. Как можно этому ангелочку ставить плохие отметки? Прошлая учительница и купилась. Мариночка ещё и ласковая девочка. Вспомните, как она разговаривает, как нежно и вежливо. А как всегда первая бежит доску вытирать, тетрадки раздавать. Вам она во всём помогает?
- Помогает, - говорю я, - думаете, она этим и добивалась своих пятёрок?
- Конечно, ей ставили отметки "за красивые глазки" и за её характер. Говорю же, так и есть!
Вообще коллега права. Мариночка - действительно милый ангелочек во всём. Она этим умело пользовалась. Хитренькая.
Только очень жалко, что этот ангелочек получал у меня двойки. Сама я не в восторге от этого, и рука моя так и хочет поставить девочке хорошую отметку. Но нет, я должна оценивать её знания.
Вот вам два подхода двух разных учителей. Какой из них правильный? И допустимо ли ставить отметки "за красивые глазки"? Напишите в комментариях. Они будут доступны только подписчикам. Прошу отнестись с пониманием.
Читайте также: