В начале 70-ых в СССР появилась доселе невиданная форма взаимодействия милиции с общественностью - опорные пункты милиции, призванные стать центром всей воспитательной и профилактической работы с правонарушителями по месту их жительства.
Начало было положено в УВД Леноблгорисполкома, где подобные пункты создавались, как правило, на базе ЖЭКов в специально выделенных для этой цели помещениях. В нашей Московской области инициативу поддержали Одинцовский и Орехово-Зуевский районы. В скором времени ОПМ, трансформировавшиеся чуть позднее в опорные пункты охраны порядка (ОПОП), получили широкое распространение уже по всей стране.
Если в большинстве своём в современной полицейской действительности они являются рабочим местом участкового уполномоченного и сотрудника ПДН на закреплённой территории, то в советское время там же находились штаб ДНД, товарищеский суд, общественники детской комнаты милиции, Совет ветеранов и ещё много чего из этого же разряда. Всё было удобно и компактно: участковый инспектор в определённые часы вёл приём граждан, время от времени отрываясь на инструктаж народной дружины или заседания общественных формирований; тут же инспектор детской комнаты милиции разбирался с малолетними подопечными, перекидываясь профессиональными вопросами со своим коллегой - участковым. В общем, в одном флаконе было собрано несколько субъектов профилактики, удачно дополнявших друг друга, что позволяло объединить усилия милиции и общественности для профилактической работы среди населения.
Последующие полтора десятка лет убедительно доказали, что создание опорных пунктов милиции полностью себя оправдало. Произошло заметное сокращение количества правонарушений на территории, особенно, бытовых (на базе ДНД кое-где даже были созданы специализированные группы по предупреждению таких правонарушений), а также заявлений граждан в милицию - люди со своими проблемами стали чаще обращаться прежде всего в опорный пункт. С помощью общественности ОПОП стали эффективнее контролировать трудных подростков, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и злоупотребляющих спиртным. В свою очередь, всё это не могло не сказываться на укреплении трудовой и производственной дисциплины в коллективах трудящихся.
В середине 80-ых государство и МВД утратили интерес к общественным формированиям правоохранительной направленности, что привело к снижению их активности и числа. Да и правовая база участия населения в обеспечении правопорядка (включая принятое ранее положение об общественных пунктах охраны порядка) к середине 90-х годов оказалась полностью утраченной, соответственно данные институты прекратили существование.
Но вот проходит десяток лет, и всё возвращается на круги своя. Первыми опомнились московские власти: к ним приходит понимание, что крайне загруженным участковым просто - напросто некогда заниматься профилактикой правонарушений. И без участия общественности тут никак не обойтись! Вместе с пониманием начинается очередной виток раскрутки - теперь уже общественных пунктов охраны порядка (ОПОП). Эта форма, на мой взгляд, сегодня представляется наиболее оптимальной во взаимоотношениях государства и общества в сфере правоохранительной деятельности.
Основная идея создания общественных пунктов охраны порядка заключалась в том, чтобы дать обществу возможность участвовать в решении таких важных вопросов, как правопорядок, общественная безопасность и профилактика правонарушений. Для этого им официально был придан статус государственно - общественных объединений. Сегодня помимо содействия полиции в обеспечении охраны общественного порядка, личной безопасности граждан и охраны их собственности, в профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, они наделены полномочиями по соблюдение порядка эксплуатации жилых домов и придомовых территорий, обеспечению пожарной безопасности, организации дорожного движения в жилых зонах, соблюдению правил благоустройства, обеспечению санитарного состояния территории, проведению разъяснительной и правовой работы среди населения. Немаловажно и то, что общественники совместно с участковыми осуществляют приём граждан, отрабатывают их жалобы и обращения.
Если в Москве участковые пункты полиции совмещены с ОПОПами (их почти 800), то вот в небольших городах (мой тому пример) к подобному формату пока что ещё не пришли и говорить о многофункциональности имеющихся участковых пунктов полиции (УПП) не приходится. Но уже несомненным плюсом является то, что они не просто являются кабинетами участковых, но и выступают в качестве центра организации профилактической работы на административном участке. К тому же, находятся в шаговой доступности для населения, что является немаловажным фактором в работе по профилактике правонарушений и преступлений.
В идеале такие пункты должны представлять собой совмещённые служебные и жилые помещения для участкового. Руководством МВД, кстати, такая мысль вынашивается. Кроме того, в ведомстве прорабатывают вопрос создания так называемых «умных» участковых пунктов полиции, где помимо компьютерной техники предполагается размещать и современные средства связи, включая спутниковые системы, систему идентификации правонарушителей, а также обеспечить возможность удалённого подключения к АПК «Безопасный город» и прочие инновации.
Но это уже, пожалуй, из области фантастики… А как вы считаете?
Читайте мои последние публикации на канале:
Уважаемые читатели! Дайте свою оценку публикации и подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!