Найти тему
Тёмный историк

Как оценивали красные известного белого военачальника Каппеля?

Историю Гражданской войны можно представить как большой набор случайностей, которые этот конфликт и затянули.

Вот взять, к примеру, Владимира Оскаровича Каппеля. Кто его знал до Гражданской? На 1917 год это был всего лишь подполковник, хотя и принимавший определенное участие в разработке планов «Брусиловского прорыва».

В. О. Каппель вполне мог оказаться у красных, по крайней мере, большевики предлагали ему должность заведующего отделом Окружного штаба, а сам Владимир Оскарович некоторое время числился в списках штаба Приволжского военного округа в Самаре.

Но Владимир Оскарович выбрал для себя иную дорогу...
Но Владимир Оскарович выбрал для себя иную дорогу...

Когда «пришли чехи» и началось формирование русских антибольшевистских добровольческих частей, никто из офицеров, внезапно, не пожелал брать на себя такую ответственность и «быть главным». Каппель вызвался сам, среди общего молчания (а ведь в Самаре хватало офицеров Генерального штаба в чинах покруче).

И вот этот «случай» во многом затянул Гражданскую войну. Потому что В. О. Каппель сумел одержать ряд побед, сколотить крепкую воинскую часть (остатки которой дойдут до Дальнего Востока и будут воевать с красными до 1922 года). Но самое главное, «каппелевцы» сумели захватить Казань, где им в руки попали шикарные трофеи, включая, конечно же, золотой запас. Наличие которого у колчаковцев потом и затянет войну, А. В. Колчак даже сможет покупать в больших количествах снаряжение. Кроме того, на сторону «каппелевцев» перешли многие офицеры Академии Генерального штаба, которых мы потом тоже увидим у Колчака.

Все это — при еще не закончившейся Первой мировой, когда большевики уступили немцам большие территории и еще не разобрались с «южной контрреволюцией» (Краснов и Деникин), когда РККА еще только-только «строилась».

Телеграмма Каппеля о взятии Казани.
Телеграмма Каппеля о взятии Казани.

Вот вам «роль личности в истории», потому что без Каппеля Народная армия Комуча вряд ли вообще пошла бы на Казань. Потому и красные оценивали своего врага довольно высоко, по крайней мере, в период Гражданской войны.

К примеру, член Реввоенсовета Восточного фронта Сергей Иванович Гусев называл Каппеля «одним из самых ученых и талантливых генштабистов», которые только есть у белогвардейцев (С. И. Гусев. Гражданская война и Красная Армия.).

Иоаким Иоакимович Вацетис, первый Главком вооруженными силами РСФСР, довольно откровенно поведал, что Каппель «переиграл» красных под Симбирском, хотя у «каппелевцев» было меньше людей и снаряжения. Но Владимир Оскарович применил обход противника и ударил конницей с тыла (Директивы командования фронтов Красной армии (1917-1922 гг.). - М.: Воениздат, 1971.).

Комдив Витовт Казимирович Путна, воевавший против колчаковцев, вспоминал, что Каппель едва не захватил личный поезд самого Л. Д. Троцкого, вместе со штабом 5-й армии РККА, пытаясь отвлечь красных от Казани:

«...из эпизодов первого периода борьбы самым замечательным является нападение десантного отряда Каппеля на штаб пятой армии...» (с) В. К. Путна. Пятая армия в борьбе за Урал и Сибирь.

Самое интересное написали в «основном печатном рупоре» красных, в газете «Правда»:

«Здесь Советская власть имеет перед собою врага многочисленного, сильного, организованного. Шапками этого врага не закидаешь...» (с) Газета «Правда». — 1918 год, среда, 24 июля.

Правда, успехи Каппеля быстро привели к «ответной реакции», лично Троцкий насаждал дисциплину самыми суровыми мерами. Тогда как в «антибольшевистском лагере» с организацией были проблемы до самого финала. Такие военачальники, как В. О. Каппель, могли побеждать в боях, но не могли выиграть «всю войну».

Известный советский писатель, лауреат Сталинской премии и автор романа «Железный поток» Александр Серафимович (у которого, кстати, один из сыновей погиб на Гражданской) и вовсе прозвал Каппеля «Маленьким Макензеном» (Август фон Макензен — известный немецкий генерал-фельдмаршал). Кроме того, в глазах Серафимовича Каппель был «специалистом по окружениям и прорывам» (А. Серафимович. Впечатления. Бой. Газета «Правда», 1918 год).

Александр Серафимович
Александр Серафимович

Высоко оценивал «каппелевцев» и еще один красный командир, Генрих Христофорович Эйхе.

Уже в 1919 году сам Михаил Васильевич Фрунзе писал Сергею Сергеевичу Каменеву по поводу Каппеля, опасаясь удара белых резервов под руководством «запоминающегося» военачальника.

«Помня вашу оценку Каппеля, я слегка обеспокоен этим обстоятельством...» (с) М. В. Фрунзе на фронтах гражданской войны. - М.: Воениздат, 1941.

Правда, Каменев Фрунзе успокоил и оказался прав: у Каппеля под руководством в 1919 году оказались «сырые» части, во многом собранные из мобилизованных крестьян и пленных красноармейцев. А «колчаковское государство» испытывало кризис во всех областях и не пользовалось большой поддержкой населения. Впрочем, «каппелевцы-ветераны», отступая на восток, «огрызались» до 1920 года, являясь для РККА одними из самых серьезных противников. А «последние могикане» Каппеля ушли в эмиграцию только в 1922 году, после «волочаевских дней»...

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:

О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.

О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.