В детстве мы все мечтали стать кем-то, глядя на кого-то. Мечтали стать каратистами, глядя на Джеки Чана; боксёрами - глядя на Сталлоне; терминаторами - глядя на Шварценеггера; злыми русскими - глядя на Шварценеггера... А кто-то смотрел фильмы про Индиану Джонса и мечтал стать археологом.
Эта мечта могла пройти через всю юность и приводила в университет, на кафедру археологии. Там человека настигал удивительный, прекрасный мир под названием реальность. Вместо золотых ацтекских идолов - допотопная керамика; вместо стильной шляпы - дырявая тельняшка; вместо плети - неработающий советский теодолит.
Но может быть проблема не в науке, а в самом докторе Джонсе? Герой, блестяще сыгранный Харрисоном Фордом, на протяжении четырех фильмов занимается чем угодно, только не археологией. Он очень плохой ученый, и вот почему…
Краткий курс археологии
Сначала следует определиться, что же такое настоящая археология. На этот счёт нет единого мнения.
В разных научных школах место археологии разнится от самостоятельной науки со своим объектом, предметом и методологией, до служебной исторической дисциплины, на манер нумизматики или палеографии. В США археология является частью культурной антропологии - общей науки о человеке.
Археология неоднородна внутри себя. Методология изучения нижнего палеолита сильно отличается от археологии античных памятников. По большому счёту, это две разные науки.
Как бы то ни было, археологи изучают прошлое человека, работая при этом с археологическими источниками. Известный исследователь Л.С. Клейн сравнивал археологию с криминалистикой. Археолог - это детектив, опоздавший к месту преступления на тысячу лет.
Но главное, что нужно знать: для науки важны не столько находки, сколько памятники в целом. Редкая нефритовая статуэтка практически не имеет научной ценности, если она находится вне контекста - вне памятника.
Настоящим учёным археологам, как правило, до лампочки сокровища и дорогие вещи. Глиняный горшок и золотые императорские доспехи равнозначны для исследователя. Они дают информацию о прошлом, о бытовой повседневности человека, следовательно - одинаково ценны.
Даже слово «клад» в археологии имеет отличное от обывательского значение. Это вовсе не гора золота, когда-то давно спрятанная большевиками/ нацистами/ рептилоидами. Клад - это просто совокупность вещей, когда-то давно зарытых в землю по любой причине.
Археолог восстанавливает контекст. Он пользуется методами геологии, физики, химии, чтобы установить датировку. Пользуется познаниями в инженерном и архитектурном деле, чтобы реконструировать планировку древнего поселения или одного жилища. Поставляет письменные источники для историков (библиотеку Ашшурбанапала кто-то всё-таки раскопал).
Проще говоря, настоящий археолог делает всё, чего не делает Индиана Джонс…
Отдай нацистам статуэтку
Первая сцена фильма «Индиана Джонс в поисках утраченного ковчега». Доктор в компании двух проходимцев продирается через джунгли к таинственной пещере. Видеоряд прозрачно намекает нам, что главный герой - профессионал своего дела, а сопровождающие его идиоты - злые, алчные мародёры.
Но что если сам Индиана Джонс ничем от них не отличается? (кроме стильной кожанки, разумеется) Вот они заходят в пещеру, проходят через полосу препятствий, хитроумные ловушки, оказываются на грани гибели.
Доктор видит древний архитектурный объект, с полностью сохранившейся и работающей системой ловушек - плод старания древней цивилизации, который можно изучить и получить бесценную информацию. Но что интересует Джонса? Правильно! Дурацкая статуэтка из ЧИСТОГО ЗОЛОТА!
Любой порядочный археолог на месте доктора Джонса с удовольствием бы отдал эту безделушку нацистам, а сам бы остался в этой пещере на ближайшую сотню лет и не вылезал бы оттуда. Изучал бы орнаменты на стенах; инженерное строение ловушек, все эти рычаги и кнопки. Но Индиану интересует только золото и прыжки на лианах. Ведь это так весело!
Другой любопытный момент расположен в середине того же фильма. Наш герой пытается выяснить расположение ковчега и для этого пробирается в древнее помещение с миниатюрной копией египетского города. Ему необходимо воткнуть жезл в нужную точку на полу и дождаться выгодного расположения солнечного диска. Луч проходит через верхушку жезла и указывает доктору на нужное место. Доктор Джонс ликует и, с чувством выполненного долга, убегает дальше воевать с нацистами.
Действительно, что вам тут ещё делать, профессор? Вы всего лишь обнаружили древний яндекс-навигатор, работающий на солнечном свете. В пекло все эти иероглифы на стенах, в пекло саму уникальность объекта. Макет города - это такой потрясающий источник, дающий представление о планировке поселения! Это золотая жила для любого учёного. Настоящая революция в египтологии. Тем более для 30-х годов прошлого века, где и происходит действие фильма.
Но не будем слишком строги к доктору Джонсу. Ведь он никакой не доктор, а обыкновенный мародёр. У нас в стране он бы точно не стал профессором, а сел бы в тюрьму, как чёрный копатель.
В «Храме судьбы» такие моменты встречаются каждые две минуты.
Минутка апологии, переходящая в обвинительную ярость
Примем тот факт, что доктор Индиана Джонс борется с плохими парнями в каждом фильме. Плохие парни хотят уничтожить планету и всё такое. Наверное, с этой точки зрения у него были причины не заострять внимание на древних городах и вообще на чем-то кроме ковчега/грааля/ *артефакт-нейм*. Сложно изучать надписи на стенах и писать статьи, когда твою красотку держат в плену гестаповцы, а человечество под угрозой уничтожения.
Но нельзя поверить, что у настоящего археолога, да ещё и профессора, ни один мускул не дрогнул в перечисленных выше локациях. Он даже на секунду не поразился, не остановился, не попытался вернуться. Разве это археолог?
Отсюда следует сделать вывод, что Индиана самозванец. Обыкновенный чёрный копатель, который бродит по болотам с металлоискателем и продаёт на рынке найденные патроны, каски, снаряды, солдатские жетоны.
Настоящую археологию трудно экранизировать. Это крайне скучная вещь для наблюдения со стороны и для художественной адаптации. Но вариант такой адаптации в лице четырёх фильмов Спилберга не выдерживает никакой критики.
Лара Крофт даже как-то честнее смотрится.
Денис Олейник,
написано в 2021 г., опубликовано 07.01.2022