Трактор приходит на смену крестьянской лошадке. Компьютерная обучающая игра - на смену педагогу. Но готовы ли мы подвергнуть самое дорогое - детей - масштабному и в своей основе антигуманному эксперименту по их расчеловечиванию?
Довольно острый спор между мной и читателем Eugenом разгорелся недавно под публикацией одного педагога. Мой оппонент утверждал, что классно-урочная система преподавания изжила себя и на смену ей совсем скоро неизбежно придёт обучение посредством "качественно сделанных компьютерных игр, индивидуального плана обучения и мотивирующего тьютора" - автора индивидуального образовательного плана для конкретного школьника.
- Школьные знания — это фикция. Science fiction. Нынешняя школа нужна только чтобы подавить волю ребёнка. Вот ребёнок изучает бабочку, все эти названия органов. Вы думаете: ему интересно? Попробуйте вспомнить строение молекул обычного спирта в органической химии без подсказок и вы поймёте, что вся эта учёба с такой детализацией - это просто фикция.
- Ваши предложения по реформе образования, где в школах 11 лет преподается только то, что нужно и интересно абсолютно каждому ученику, а на выходе мы получаем выпускника, готового реализовать себя в любой сфере.
- Как ни странно, это автоматизация обучения. Как модно сейчас говорить — индивидуальный план обучения. И к нему тьютор. Действительно, при наличии высококлассных учителей это не нужно. Но где их найти, чтобы к каждому найти индивидуальный подход? Поэтому вижу мотивирующего тьютора-психолога и компьютер, который на основании достижений ребёнка формирует под него программу. С тьютора снимается вся бумажная рутина, вся методология. Ребёнок в зависимости от особенностей акцентируется на том, что ему интересно. Сильные технологи делают программу. Мне такой подход не очень по душе, но урочно-классная система себя изжила. Хотим мы этого или нет, но все так и будет.
В целом схема понятна. Педагога заменила "говорящая голова" на мониторе. Семилетка садится напротив экрана и смотрит учебные видео, обучается в игре, решает тесты, которые показывают, как он овладевает знаниями: как-то же надо это отследить. Этот же искусственный интеллект определяет, к изучению каких дисциплин имеет склонности ученик, и создаёт для него индивидуальный образовательный план. Хорошо считает - делается упор на блок точных наук, гуманитарные науки западают, ну так и ни к чему мучить дитя, будем, как Евгения Онегина, "учить его всему шутя" и только тому, что интересно. Ученик ведь уже в начальной школе точно знает, кем хочет станет.
Но dьявол кроется в деталях.
Где именно садится за компьютер первоклассник? Занимает ли он своё учебное место в классе или же у себя дома? Дома он в 7 лет на весь день останется совершенно один, режим его занятий, отдыха, горячее питание никем не отслеживается, потому что родители учащихся массово работают. Кроме того они ищут школы с группой продлённого дня, чтобы ребёнок и после обеда находился под присмотром взрослых. Тьютора же никто не впустит в свой дом на весь день. Да и система "1 ученик - 1 тьютор" для государства экономически нецелесообразна, если только родитель не оплатит эту услугу. А это уже нарушает постулат о всеобщем праве на школьное образование: не каждая семья потянет услуги платного персонального тьютора.
Если же первоклассник учится в классе, то я с трудом представляю, как 25-30 учеников, не мешая друг другу, сядут за свои компьютеры и послушно погрузятся в учебные видео, а не начнут с визгом носиться друг за другом по этому классу. Ах, да! За ними же может надзирать тьютор-психолог. Он их и замотивирует овладевать индивидуальными учебными планами, а не просто приятно проводить время друг с другом.
Стоп! Тогда получается, что на рабочих единицах, которые раньше назывались учителями, сэкономить не получится. И кадровый голод в школах таким образом не решится. От школ с примерно тем же количеством классов, что и раньше, тоже отказаться не выйдет. Только их теперь ещё надо 100% начинить компьютерами для каждого ученика. Напомните, в чём тогда смысл подобной реформы?
Если тьютор только мотивирует, но не учит, то кто научит ребёнка банально читать, сливать буквы в слоги, а слоги - в слова. Знаете, сколько родителей застряли на этапе изученных букв, но так и не смогли объяснить, как из букв получить слог? Кто оценит, насколько правильно читает ученик? Именно читает, а не придумывает слово по первому слогу? Тьютор, бегающий от ученика к ученику? Так чем же он тогда будет отличаться от классического педагога, бегающего по классу, начинённому компьютерами? А пока ученик хотя бы не зачитает, невозможно будет оценить результаты его общения с говорящей головой по целому ряду предметов.
Итак, я воzбудилась и вступила в полемику с Евгеном:
- Остаются вопросы: 1. допустим, 7-летний ребенок позанимался с помощью обучающей программы на компьюторе, но не понял материал или не замотивировался, чтобы что-то понимать. Нужен человек, правильно? Где найти столько тьюторов, которые будут приставлены к каждому ученику, если у нас с классной системой обучения не хватает педагогов? Ведь на 25 душ с индивидуальной образовательной траекторией 1 тьютор не разорвётся.
2. Есть чётко определённое время, которое ребёнок может проводить за компьютером в силу возрастных особенностей, и оно в 2 раза меньше, чем ребёнок может заниматься с педагогом. Как в этом случае поступить с объемом получаемых через компьютер знаний? Тоже в 2 раза сократить?
3. Каким образом осуществлять социализацию ребенка, если он в основном общается с компьютером и тьютором - взрослым человеком?
4. Как ребёнок будет заниматься физической культурой? Как он напишет сочинение или изложение без участия педагога и как компьютер адекватно сможет его оценить? Я не берусь рассуждать за другие дисциплины, но предполагаю: там тоже есть учебные действия, которые невозможно автоматизировать.
4. Чтобы у всех детей были равные возможности, необходимо всех оснастить одинаковыми компьютерами с хорошей скоростью интернета. Кто это сделает? У каждого родителя таких возможностей нет. Государство? У нас накрылась по сути попытка перейти на преподавание по электронным учебникам, а Вы говорите про компьюторы.
5. Вы говорите, что с тьютора снимется методология. А если ребёнок упорно не понимает объяснения говорящей головы в компьюторе, ему нужна помощь педагога. Где массово найти тьюторов-универсалов, которые одинаково прекрасно будут разбираться в английском языке и физике (далее перечень ещё из 7-10 дисциплин) на уровне старшей школы?
Евген не сдается:
Отвечу по пунктам:
1. Для ребёнка все дело в подаче — качественно сделанные игры на компьютере. Всегда вспоминаю с какой легкостью можно учиться по играм. Соло на клавиатуре — 1 месяц и фантастическая скорость печати на клавиатуре. У детей все начальное обучение это запоминание. Цифры, буквы … понимать там особо нечего. Через игру все поймётся, как раньше для математики сходишь с копейками в магазин и все понятно … ну а теперь через компьютерную симуляцию.
2. Думаю да. Эффективность такого обучения значительно выше.
3. Социализация тоже через игры, только коллективные — тьютор в качестве пионервожатой. Игр полно.
4. Физкультура и остальное - это сложно с компьютером, конечно, надо с людьми.
4. Ну тут как в Китае— всем по планшету. Lte почти везде. И это государство додавит.
5. В том-то и дело что говорящей головы нет, есть автоматизация. И в этом и есть индивидуальный подход. Если не понял, а все поняли, значит не дано … и требования к пониманию автоматически снижаются. Не всем дано понять дифференциальное исчисление, и все знают, что это не проблема. В другом зато получается…. Я понимаю, что всё это звучит дико, но за этим будущее, нравится нам это или нет.
- Не дико, а просто идеально только в качестве идеи. А в реальной жизни неосуществимо.
- У детей все начальное обучение - это запоминание. Цифры, буквы …
- Жаль, моя мама ушла из жизни, вот бы она сейчас посмеялась, педагог с 50-летним стажем. И зачем только родители к ней десятилетиями дошколят и школьников из начальной школы водили на обучение чтению, письму и счёту на репетиторство? Всего-то детям запомнить цифры и буквы надо было.
- В общем да, вся начальная школа заключается в отработке навыков многократным повторением под разными соусами. Как впрочем и вся остальная учеба. Так что трактор приходит на смену крестьянской лошадке.
- Вы можете оставаться при своём заблуждении.
Мой оппонент согласился с тем, что в школе есть как предметы, так и учебные действия, которые требуют взаимодействия ученика именно с педагогом. Упор в обучении он делает на компьютерные игры. Между тем я вижу опасность в том, что школьник в его "теории" только играет. Есть огромные пласты в человеческой жизни, когда игра в лучшем случае неуместна, в худшем - опасна. Выпускник должен быть готов к ситуациям, когда что-то необходимо сделать не потому, что интересно, а потому, что надо, когда действие - это акт воли, а не желания. Допустим, идеальная школа будущего в представлении Евгена перестала подавлять волю ученика. Но воспитает ли она вообще это качество?
У нас уже есть наглядный пример, когда отец ребенка школьного возраста отказался от урочно-классной системы обучения. Алиса Теплякова умеет читать и пользоваться компьютером. Ряд "ненужных" предметов Алиса не изучала. Правда степень их нужности определяла не сама девочка. Прописи Алисы дают нам понять, вряд ли она когда-либо будет что-то писать от руки. А письмо от руки - это ключ к запуску целого ряда мозговых процессов, которые у Алисы скорее всего останутся в зачаточном состоянии. Мы пока не можем судить, как Алиса справится с вызовами взрослой жизни, но сегодня у меня язык не поворачивается сказать, что перед нами новое слово в педагогике. Перед нами жертва эксперимента, вызывающая жалость своим уровнем развития.
Жирную точку в нашем споре с Евгеном поставил ещё один собеседник, мудро напомнивший, что технологии призваны помогать человеку, а не замещать его. В противном случае предсказать результаты такого масштабного и в своей основе антигуманного эксперимента над детьми по их расчеловечиванию не возьмётся никто.
Я же закрою жаркий спор на животрепещущую тему словами Станислава Лема, заглядывающего в далёкое будущее и утверждавшего "Человеку нужен человек". Лучше и не скажешь. А ребёнку человек нужен в 2 раза больше, потому что никакая совершенная машина, никакая компьютерная программа не уловит эмоции ребёнка, не подождёт, пока его взгляд станет осмысленным, не научит ребёнка быть человеком в социуме, слушать и слышать других, радоваться своим и чужим успехам и миллиону других действий, которые делают нас людьми.
Буду благодарна, если вы выскажете свою точку зрения на будущее нашей школы. Каким вы его видите? Согласны в целом с Евгеном? Или моя точка зрения вам ближе?
Как завуч настаивала на том, чтобы экзаменационная комиссия пририсовала ученице ошибки и снизила оценку за экзамен, можно прочитать здесь=》