Давайте разберём главные этапы развития вашего малыша и как помочь малютке правильно развиваться.
Что умеет ребёнок с 0 до 1 месяца?
В первый месяц жизни младенец не так много требует от своих родителей, ему достаточно вовремя кушать и много спать. Когда он был у мамы в животе за него все делали сами ,поступал кислород , он получал питательные вещества от мамы и плавал там в спокойствии и тепле, но когда он появился на свет от него сразу начинают требовать дышать самостоятельно ,греться и сосать грудь, очень много энергии уходит на привыкание к новой жизни малыша. В связи с этим грудничок первый месяц своей жизни много спит от 2-4 часов ,на грудном вскармливании он очень часто просит грудь мамы ,может сосать от 10 до 30 минут ,мамина грудь для него сейчас не только источник питания ,но и при посасывании он успокаивается ,очень важно кормить ребёнка грудью в первые месяца жизни ,так налаживается телесная связь с крохой ,малыш чувствует запах своей мамы и может определить ее по запаху в дальнейшем времени ,если вы решили перевести кроху на искусственное вскармливание ,не забывайте ложить малыша рядом с собой ,так он будет спокойнее зная, что сама рядом. Кроха растёт каждый день и приобретает уже округление щёчек. Не нужно переживать за развитие крохи ,сейчас вы не увидите сильных изменений ,но он каждый день развивается все больше и больше и для этого ему нужен крепкий здоровый сон ,во сне дети быстрее растут.
- Вы можете завести для себя дневник и вписывать туда самые интересные моменты вашего ребёнка.
- Можно завести альбом для фотографий ,тогда кроху можно на всегда запечатлеть маленьким и следить за его достижениями станет еще веселее.
Развитие ребёнка :
- Ребёнок уже умеет реагировать на голос мамы ,успокаивается когда берут на руки.
- Ручки и ножки малыша дрыгаются в разные стороны, как в животике у мамы.
- Кулачки сжаты и разжимаются, при попадании в них предметов.
- Пытается приподнять голову и вертеть ею.
- Учиться фиксировать взгляд на красочных предметах.
- Ищет ртом сосок мамы ,делает губами манёвры.
- Неосознанно улыбается и икает.
- Издаёт звуки агуканье, сопит ,кряхтит.
- Вздрагивает и замирает на резкие звуки.
Развитие с 2-3 месяцев.
Заметнее для мамы ,ребёнок стал спать все реже, все больше хочется гулять и узнавать этот мир который его окружает.
- Малыш умеет держать голову хорошо.
- Любит лежать на животике и рассматривать фигуры.
- Узнает маму не только по голосу но и по виду.
- Все чаще разговаривает и агукает ,пытается ответить маме на вопросы, гулит.
- Переворачивается с животика на спину ,перекатывается.
- Поворачивает голову в сторону звуков и движений.
- Потихоньку угасают рефлексные движение рук и ног.
- Хватает ручками игрушки и другие предметы.
- Улыбается на ласковые разговоры мамы и папы.
- Замирает и прислушивается к чужим голосам.
К трем месяцам у ребёнка Появляется свой график сна и кормления,для ребёнка и мамы очень удобно. Малыш спит днём 2-3 раза ,все остальное время бодрствует, ночью нужно тоже делать график ,обязательно давать отдыхать желудочку малыша ,например последнее кормление ребёнка в10 следующее только в 4 утра.
Физическое развитие:
- Пытается схватить в руке игрушку и тащит ее в рот.
- Перекатывается со спины на бок.
- Рассматривает и сосет руки.
- Упирается на предплечье при позе лёжа на животе.
- Уверенно держит голову вертикально и лёжа.
- Улыбается и смеётся.
- Гулит все интенсивнее и интереснее.
- Узнает лица близких и родных.
- Долго смотрит на предметы ,людей и изучает их до 3-х минут.
Развитие с 4-5 месяцев.
С 4 месяцев появляется активное слюноотделение ,начинаются прорезываться зубки ,но могут и начать чуть позже это нормально. Хватательный рефлекс ,хочется дотянуться до чего нибудь или потрогать что то.Разыгрывается интерес к игрушкам ,все тащит в рот.
- При помощи родных приподнимается со спины.
- Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
- Тянется за предметами, ощупывает их;
- Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
- Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
- Исчезает гипертонус ног.
- В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
- «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
- Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
- Реагирует на звук своего имени;
- Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
- Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».
Пятый месяц у ребёнка проходит ещё веселее, малыш постоянно хочет разговаривать ,переворачиваться ,малышу нужно больше места и вполне можно выкладывать его на пол ,обеспечьте ребёнка тёплом и удобством на полу ,что бы ему было комфортно. Что касается графика ,он сново будет меняться ,малыш будет спать ещё меньше и все больше хотеть узнавать этот мир ,ночью он сможет уже без еды ,за то утром уже не получиться уложить его спать на долго.
- Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
- Уверенно переворачивается со спины на живот;
- Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
- Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
- Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.
- Узнает голос матери;
- Отличает лица близких от чужих;
- По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
- Долго и певуче гулит;
- Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.
В таком возрасте крохе нужен свежий воздух перед сном ,лучше всегда проветривать помещение, давать вдоволь наиграться днём ,что бы не перепутать день с ночью ,в этом возрасте они могут запросто сбить режим сна , для этого может помочь приложение «Мои дела» записывайте туда все то что нужно сделать в течении дня что бы не забыть.
Развитие с 6-7 месяцев.
С 6 месяц ребёночку можно давать прикорм ,главное что бы у него был интерес к еде ,вводите аккуратнее с этим вам может помочь приложение «FeedYou»
- Садится из положения на четвереньках;
- Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
- Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
- Долго следит за перемещением игрушки;
- Может прорезаться первый зуб.
- Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;
- Повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его голосовым интонациям;
- Пытается подражать движениям взрослого — похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой;
- Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».
К 7 месяцам ваш малыш становиться уже совсем взрослым ,с ним стало намного интереснее ,больше разговоров уже более связанных по смыслу, на этом этапе развития ребёнок уже слышит и видит очень хорошо.
- Хорошо ползает;
- Уверенно сидит с прямой спиной;
- Подтягивается и пытается встать в кроватке;
- При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками;
- Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый;
- Совершенствует мелкую моторику, любит пальчиковые игры «Сорока-ворона», «Ладушки».
- На вопрос «Где?» находит взглядом предмет на привычном месте;
- Подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги — «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па»;
- С удовольствием разглядывает картинки в книжках;
- Долго занимается с игрушками;
- Тянется к своему отражению в зеркале.
Развитие 8-9 месяцев.
В 8-9 месяцев ваш малыш уже четко понимает где его родители ,а где чужие люди. У него появляется страх других -чужих людей, тут главное не кричать на малыша и не злиться если вы хотели оставить ребёнка у друзей ,но ваш ребёнок ни хочет сидеть на руках у чужих ,попытайтесь познакомить ребёнка с чужими ему людьми ,возможно он привыкнет к ним ,а иначе подождите пока он сам привыкнет. Научно доказано ребёнок который рос в семье ,в любви и радости ,быстрее адоптируется в людях.
- Ползает с большой скоростью и на любые расстояния;
- С опорой встает из положения сидя и опускается;
- Появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
- Сам держит в руке и ест кусочки еды;
- Делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору.
- Уверенно чувствует себя в знакомом пространстве;
- Диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость;
- Громко и четко повторяет слоги;
- Увеличивается словарный запас, появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»;
- Начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность.
Сейчас самое время начать читать вашему малышу и показывать картинки , он подолгу будет их разглядывать.
Развитие на 9 месяце.
- Быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки, пытается открывать ящики;
- Ходит, держась за опору;
- Садится из положения лежа и ложится из положения сидя;
- Повторяет движения за взрослым — поднимает и опускает руки, хлопает в ладоши;
- Совершенствует действия с мелкими предметами — вынимает их и снова вкладывает в емкость, открывает (снимает) крышечки.
- Радуется в ответ на результат удавшегося действия (открыл коробочку);
- Понимает значение слова «нет»;
- Находит предмет вне зависимости от его местонахождения;
- Понимает и выполняет простые инструкции — «ложись», «вставай», «брось», «на», «дай»;
- Знает название и назначение отдельных предметов — чашки, ложки, бутылочки, расчески.
Сейчас ребёнка нужно учить словом Нет, но произносить его нужно четко и немного грубо ,что бы он понимал что это слово означает ,придайте особое внимание звучанию и взгляду. Слово НЕТ лучше использовать только тогда когда оно нужно действительно ,что бы ребенок не привык к нему ,если привыкнет перестанет обращать внимание.
Развитие 10-11 месяцев.
К 10 месяцем ваш малыш уже ходит ,или пытается делать попытки ,может вставать и падать на попу ,но не теряет интерес к этому ,чем больше у него получается тем больше он будет стараться.
- Хорошо ходит вдоль опоры;
- Идет вперед при поддержке за обе руки;
- Совершенствует уже знакомые ему движения и действия, развивает координацию и ловкость;
- Пользуется пинцетным захватом и преимущественно одной рукой.
- Активно развивает речь, формируя собственный язык, понятный только близким взрослым;
- Называет отдельными слогами различные предметы (собака — «ав», корова — «му»);
- Машет рукой «пока-пока»;
- Знает, куда класть некоторые предметы, игрушки;
- Понимает, когда его хвалят, а когда ругают;
- Помнит любимую игрушку.
В 11 месяцев ребёнок становиться уже самостоятельным ,и может очень долго проводить время самим с собой играть в игрушки ,рассматривать книжки с картинками или смотреть телевизор, у вас появилось время на себя и мужа ,пользуйтесь этим временем с пользой.
- Самостоятельно стоит;
- Хорошо ходит за одну руку;
- Делает первые шаги;
- Нагибается при приподнимании предмета без приседания;
- Приседает без опоры.
- Постепенно осваивает действия с предметами, соответствующие их назначению, — куклу укладывает спать, на машине перевозит грузы, собирает пирамидку, строит башенки из кубиков;
- Может назвать большинство предметов в доме (на свой манер);
- Использует разные средства для обозначения своих желаний, помимо плача, — переводит взгляд, показывает пальцем, утвердительно кивает или отрицательно качает головой;
- Активно реагирует на незнакомую обстановку, людей, новую игрушку;
- Пытается сам себя кормить с ложки.
Кормления сейчас могут проходить очень весело ,дайте ребёнку свободу ,пускай кушает самостоятельно ,ручками или специальными детскими приборами ,пускай развивает в себе самостоятельного человека ,такими приемами пищи ребёнок будет больше наедаться и знакомиться с едой без слез ,он съест столько сколько хочет ,и в следующий раз сядет без слез.
Развитие 12 месяцев.
- Самостоятельно встает, садится;
- Ходит самостоятельно или с поддержкой с одной стороны;
- Пережевывает твердую пищу;
- Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками.
- Произносит несколько слов (иногда в облегченном варианте), помимо «мама» и «папа»;
- Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
- Знает имена нескольких взрослых и детей;казывает части тела;
- Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях;
- По-разному ведет себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
- Волнуется при встрече и прощании;
- Имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия;
- Пытается участвовать в одевании (поднимает руки вверх, поднимает ногу), умывании.
Ваш малыш стал уже таким большим ,пройден самый важный этап жизни ,Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.
Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.
Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.
Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!