Самолёты, любовь, воздушные бои и крепкая мужская дружба. Такими словами можно описать «Топ Ган» (или «Лучший стрелок») с Томом Крузом (на продолжение которого нас, кстати, скоро будут зазывать в кинотеатры). Но в данном случае я описал военный боевик «Крылья» 1927-го года, который стал первым в истории фильмом, получившим главную награду Американской киноакадемии - «Оскара».
На самом-то деле, таких фильма в тот, первый «оскаровский» год, было два. Но если «Восходу солнца» Фридриха Мурнау статуэтку выдали с формулировкой «За уникальное и художественное производство», то «Крылья» своего золочённого меченосца получили за «Производство» вообще. И это был единственный раз, когда такие формулировки у киноакадемиков существовали. В дальнейшем награды давали просто «За лучший фильм».
«Крылья» получили и ещё одну статуэтку, и тоже – с уникальной формулировкой, которая более на церемонии награждения «Оскарами» никогда не фигурировала, - «За лучшую разработку эффектов». Таким образом, обе главные свои награды фильм получил, в основном, за техническое совершенство. И это, пожалуй, справедливо. В художественном плане «Крылья» далеки от совершенства (хотя, вовсе и не плохи). Зато вот в плане того, КАК была снята эта картина…
Снималась она «живьём». Никаких зелёных задников, никаких «блуждающих масок», никаких «рир-прокций» - всё это попросту либо ещё не изобрели, либо недостаточно к тому моменту освоили. Единственная киношная хитрость, которую использовали на съёмках «Крыльев», это макеты самолётов. Для некоторых кадров их подвешивали на лесках над кабинами настоящих самолётов, чтобы складывалось ощущение – за пилотом следует целая эскадрилья.
Для съёмок других сцен актёрам приходилось действительно подниматься в воздух на военных самолётах. Так что, все крупные планы главных героев с крутящимся за их затылками облаками – это практически документальные кадры. Равно, как и все сцены воздушных боёв, воздушных перестрелок, столкновений самолётов друг с другом и с домами и прыжков пилотов подбитых летающих машин на парашютах. Сцену, в которой загорался германский воздушный шар-разведчик тоже снимали «документально». И всё это было, конечно, настолько рискованно, что несколько трагедий во время производства «Крыльев» всё же случилось.
Опытный ас Дик Грэйс по задумке режиссёра Уилльяма Уэллмана (тоже в прошлом пилота) должен был при приземлении перевернуть свой самолёт, изображая крушение. Трюк тщательно продумали и просчитали, но – как это водится – что-то пошло не так. Переворот самолёта получился чуточку не таким, как было задумано. И малейшего, на миллиметры отклонения было достаточно, чтобы Грэйс получил травмы и отправился на больничную койку со сломанной шеей. В другом случае военному лётчику, которого привлекли к съёмочному процессу, не повезло ещё больше – помощь врачей ему уже не понадобилась.
Конечно, можно подумать, что раз самолётики в фильме – не какие-то современные истребители, а «этажерки-кукурузники», то смотрятся «Крылья» теперь наивно и скучно. Не тут-то было! Пусть скорость у «кукурзников» не та, что у крылатых махин из «Топ Гана», следить за их полётами в «Крыльях» крайне увлекательно. Тем более, когда знаешь, что условия съёмок были приближены к боевым. Поэтому в плане экшена фильм и спустя почти столетие не устарел.
Сюжетно «Крылья», возможно, не так увлекательны. Но тоже хороши. Это уж зависит от того, как вы относитесь к мелодраме и к историям о непростой мужской дружбе. Когда «кукурузники» исчезают из кадра, повествование ведётся как раз об этом.
Главный герой «Крыльев» - американский юноша Джэк (актёр Чарльз Роджерс), мечтающий стать пилотом. Он настолько грезит небом, что совершенно не замечает, как рядом о нём самом грезит подруга детства, озорная Мэри (актриса Клара Боу).
Впрочем, любовь к небу не означает, что Джэк не мечтает ни о чём другом, как только о самолётах. Девушки для него вовсе «не потом» - в городке проживает богатая красотка, которая по душе герою. Вот только у неё уже есть жених Дэвид, ровесник Джэка, но не ровня ему (актёр Ричард Арлен). Происхождение из ещё более богатой семьи делает его завидным женихом. К тому же, он не менее обаятелен, красив и смел, чем Джэк.
Неизвестно, чем бы закончились романтические треволнения, кабы не Первая мировая война, грянувшая в Европе. Америка решает в конфликте поучаствовать, и вот уже обе мужские «вершинки» любовного треугольника отправляются на фронт. А там Джэк и Дэвид становятся военными лётчиками. Изнуряющая муштра и полёты на волосок от гибели вынуждают парней забыть о прошлых обидах и стать боевыми товарищами.
Вот такое кино, вполне заслужившее стать первым «оскароносцем». И внимания современных зрителей оно тоже достойно, особенно тех, кто – как персонажи «Крыльев» - увлечены авиацией.