Общие принципы современных народных волнений выглядят так:
- если протестующие выступают на стороне одной из системных, представленных в парламенте политических сил или получают ее поддержку, то у них есть шанс на совершение переворота;
- если протестующие выступают от политического андеграунда, от несистемных политических сил, то вероятность их торжества ничтожна, особенно при отсутствии поддержки извне;
- если протест длится достаточно долго, то и первые, и вторые обязательно устанавливают связи с представителями государств, готовых это протест поддержать, вложиться в него материально и политически;
- если протест длится достаточно долго, протестанты получают в руки оружие, а лидеры протеста устанавливают связи с представителями государств, готовых этот протест поддержать, то начинается гражданская война;
- ни один протест не рассасывается сам собой, давление со стороны властей обязательно.
Отсюда довольно простые выводы.
Смычка системных политических сил с протестантами – почти приговор правящей группе.
Опасно допускать стационарные долгоиграющие протесты.
Появление оружия в руках протестующих недопустимо.
Вооруженное сопротивление должно пресекаться сразу, быстро и совершенно бескомпромиссно.
Но главное – это все-таки первый пункт.
Если во главе волнений встает мощная системная оппозиционная сила, то вероятность победы протестантов предельно высока.
Если нет, то нет.
Тогда протестующие, особенно вооружившиеся и перешедшие к активным действиям, объявляются экстремистами/террористами и подавляются.
Причем даже внешние игроки не могут возразить и быстро поддержать протестующих, только если вооруженное противостояние затянется.
В этом смысле Токаев пока успевает, действует быстро.
Но сама система оказалась не готова.
Впрочем, все эти соображения имеют смысл, если в Казахстане за годы независимости сложилось общество современного гражданского, а не архаичного кланового типа.
Во втором случае эти закономерности могут не действовать, или действовать с поправками.