Найти в Дзене
Coracero

Средние полугусеничные бронетранспортёры. Выпуск бронетехники в Третьем Рейхе. 1934-1945-й годы. Часть 16.

Оглавление

Идея перевозить войска вслед за танками под бронёй, высаживая при необходимости, появилась почти одновременно с танками. Ещё в годы Первой Мировой делались попытки использовать удлинённые версии английских танков Mk.V как транспортёры пехоты.

С развитием военной техники и военной теории, в послевоенный период, идея бронированного транспортёра пехоты не была забыта.

Защищённый транспорт должен был обеспечивать подведение пехоты вплотную к позициям противника или даже вглубь его обороны, тогда как пехота движущаяся пешком или на незащищённом транспорте, включая сами танки используемые "посадочным" способом, была ограничена необходимостью соблюдать безопасную дистанцию от разрывов снарядов собственных орудий и укрываться от огня стрелкового оружия противника, до непосредственного начала атаки, что создавало, одновременно, и задержку в развитии атаки, и отрыв пехоты от танков.

Во второй половине 1930-х годов, с эволюцией танковых войск, их фактическим рождением как отдельного рода войск, и изменением их роли в стратегических операциях, изменились и требования к ещё не созданным, массово, бронетранспортёрам.

В составе Вермахта, главным из этих требований, была способность БТР сопровождать танки как в бою, так и на марше, обеспечивая действия в составе одного самостоятельного подвижного соединения - танковой дивизии.

Бронетранспортёр, как и танк, мог подойти близко к разрывам снарядов своей артиллерии, мог "проскочить" сквозь разреженную или подавленную лишь частично оборону противника, поддерживая действия танков в глубине его позиций высадкой пехоты.

Для подвижного соединения, скорость "взлома" обороны противника, возможность бить в глубину и обходить очаги сопротивления, была почти также важна, как и ударная мощь, и здесь бронетранспортёры тоже играли роль куда большую, чем можно измерить миллиметрами их брони и вооружения.

  • в основе этого цикла статей лежит справочник Чемберлена и Дойла, при участии Т.Йентца
  • фото и таблицы из справочника приводится без дополнительной подписи, другая использованная литература указана в подписях к фото, как минимум, одно фото из каждого использованного справочника

Полугусеничные тягачи и транспортёры Вермахта.

В отличие от многообразия автомобильного парка,

парк полугусеничных машин, изначально, был сформирован военным заказом. Машины разделялись по массе прицепа на шесть типов: лёгкие (leichte) по 1 и 3 тонны, средние (mittlere) по 5 и 8 тонн, тяжёлые (schwere) по 12 и 18 тонн. Каждый из "весовых" классов был "отдан" крупной фирме, которая и должна была разработать и начать их выпуск, в результате, число моделей было относительно небольшим - по одной или две унифицированных между собой модели на каждый стандартный вес прицепа.

Разработка полугусеничных машин велась ещё Веймарской Германией в 1920-е годы, так что стандартные тягачи были разработаны довольно быстро, с появлением реального военного заказа, и серийное производство первых образцов полугусеничников началось уже в 1934-м году.

Полугусеничным машинам объём кузова, в зависимости от модели и варианта кузова, позволял брать грузы от 1,5 до 3 тонн (например, боекомплект орудия или кран/лебёдку и ремкомплект для танкоремонтной летучки) и перевозить личный состав (например, расчёты орудий).

Скорость по шоссе у всех стандартных типов превышала 50 км/ч.

Полугусы активно использовались и как платформы под различное вооружение, наиболее массово, в заводском исполнении - в варианте зенитных самоходных установок - 20-мм и 37-мм автоматических пушек.

Импровизированно, в полевых ремонтных мастерских, и в рамках экспериментов/малых серий на шасси полугусеничного тягача могло быть установлено, практически, любое вооружение и элементы бронирования,

вплоть до создания (в 1939-м году) бронированной противобункерной/противотанковой самоходки с 88-мм зенитным орудием на шасси двенадцатитонного тягача, из которых даже составили отдельную вполне штатную батарею (10 орудий, до СССР в 1941-м году "доехало" 6) в 8-м противотанковом дивизионе,

фото - статья канала яндекс-дзен Ю.Пашолока "Лучший из полугусеничных истребителей танков". Ссылка ниже. Оригинальная подпись: "1-я батарея Pz.Jg.Abt.8 использовалась во Франции как своеобразная пожарная команда."
фото - статья канала яндекс-дзен Ю.Пашолока "Лучший из полугусеничных истребителей танков". Ссылка ниже. Оригинальная подпись: "1-я батарея Pz.Jg.Abt.8 использовалась во Франции как своеобразная пожарная команда."
Лучший из полугусеничных истребителей танков
Юрий Пашолок28 февраля 2021

или "нормальной" зенитки того же калибра (на шасси s.Zgkw 18t) выпущенной малой опытной серией в 12 машин в 1942-1943-м годах.

фото - Panzertracts №12. "FlaK Selbstfahrlafette and Flakpanzer". Т.Йентц и Х.Дойл.
фото - Panzertracts №12. "FlaK Selbstfahrlafette and Flakpanzer". Т.Йентц и Х.Дойл.

До 1940-го года, полугусеничные тягачи "опережали" в военном заказе бронетанковую технику, среднемесячные расходы на их производство в 1939-м году (сентябрь-декабрь) составляли 7,7 млн рейхсмарок, а на танки только 2,1 млн. Для сравнения, на выпуск матчасти артиллерии тратилось по 45 млн в месяц, а на производство боеприпасов в месяц, в 1939-м году, по 253 миллиона. В 1940-м году танки их догнали (12,9 млн на полугусы, 14,3 млн на танки), с 1941-го года "ушли в отрыв" (19 млн и 32 млн, соответственно).

  • 1 тонна - Sd.Kfz.10 - leichter Zugkraftwagen 1t или l.Zgkw 1t
фото - Кочнев Е. "Военные автомобили Вермахта и его союзников". Ранние варианты имели двигатель в 90 л.с.
фото - Кочнев Е. "Военные автомобили Вермахта и его союзников". Ранние варианты имели двигатель в 90 л.с.
  • 3 тонны - Sd.Kfz.11 - leichter Zugkraftwagen 3t
фото - Кочнев Е. "Военные автомобили Вермахта и его союзников".
фото - Кочнев Е. "Военные автомобили Вермахта и его союзников".
  • 5 тонн - Sd.Kfz.6 - mittlerer Zugkraftwagen 5t
фото - Кочнев Е. "Военные автомобили Вермахта и его союзников".
фото - Кочнев Е. "Военные автомобили Вермахта и его союзников".
  • 8 тонн - Sd.Kfz.7 - mittlerer Zugkraftwagen 8t
фото - Кочнев Е. "Военные автомобили Вермахта и его союзников".
фото - Кочнев Е. "Военные автомобили Вермахта и его союзников".
  • 12 тонн - Sd.Kfz.8 - schwerer Zugkraftwagen 12t
фото - Кочнев Е. "Военные автомобили Вермахта и его союзников".
фото - Кочнев Е. "Военные автомобили Вермахта и его союзников".
  • 18 тонн - Sd.Kfz.9 - schwerer Zugkraftwagen 18t
фото - Кочнев Е. "Военные автомобили Вермахта и его союзников".
фото - Кочнев Е. "Военные автомобили Вермахта и его союзников".

Общий выпуск полугусеничных машин составил 73,6 тыс машин, включая 23,5 тысячи бронетранспортёров. Выпуск с 1940-го по 1945-й годы составил 47,3 тыс единиц*.

  • по Е.Кочнев "Военные автомобили Вермахта и его союзников".

Помимо "настоящих" полугусеничных машин, производились и упрощённые версии. По сути, обычные грузовики с полугусеничным движителем. На их базе также создавались боевые машины.

Средние полугусеничные бронетранспортёры.

Мы не случайно сделали акцент во вступлении на задачи БТР в составе танковых войск, потому что именно для этих целей первые бронетранспортёры Вермахта и были разработаны. Требования к ним были высказаны ещё при формировании первых танковых дивизий в 1934-1935-м годах. Опыт боевых действий в Испании только подтвердил потребность в постоянном сопровождении танков пехотой.

На первое время, эрзацем БТР, вероятно, выступали бронеавтомобили Sd.Kfz.3, которые Версальские ограничения и превратили, по сути, в бронированный транспорт пехоты, лишив собственного вооружения.

Разработка уже полноценного полугусеничного бронетранспортёра началась в 1937-м году. Шасси было заказано фирме Ганомаг, второму производителю трёхтонных полугусеничников, после фирмы Боргвард. Бронекорпус - фирме Бюссинг-Наг.

За основу конструкции шасси бронетранспортёра взят именно трёхтонный полугусеничный тягач. Производство которого уже было хорошо отлажено.

С 1939-го года начинается выпуск бронированного транспортёра для пехоты танковых дивизий - Sd.Kfz.251.

Помимо типового обозначения бронетранспортёров Sd.Kfz.251 или "Ганомаг", по марке шасси, использовалась аббревиатура SPW, которую можно сопоставить с англоязычной APC или отечественной БТР. С 1941-го года, обозначение дополнилось буквой m - mittlere (средний - m.SPW), так как началось производство лёгких БТР - Sd.Kfz.250.

  • SPW - Sсhutzen Panzerwagen или Sсhutzenpanzerkampfwagen - бронированная машина стрелков/стрелковая
  • стрелки/Sсhutze в Вермахте - это пехота танковых дивизий, их можно перевести как мотострелки, традиция перевода - мотопехота
  • пехота в пехотной дивизии - infanterie

Десантное отделение основной версии бронетранспортёра было рассчитано на 8-10 человек, ещё двое составляли экипаж боевой машины, что было, с учётом вооружения из двух пулемётов, аналогом пехотного отделения.

Sd.Kfz.251 ausf B.
Sd.Kfz.251 ausf B.

Масса боевой машины, с учётом вооружения, боекомплекта и прочего имущества, составляла 9 тонн.

Чтобы не путаться, нужно уточнить, что многие справочники указывают вес только "голого" полугусеничника, без вооружения и прочего - 7,8 тонн для версий от ausf A до ausf C или 8 тонн для ausf D. Но в таком виде эти боевые машины не применялись.

Скорость машины на шоссе достигала 53 км/ч, запас хода до 300 км.

Броня БТР набиралась из бронелистов разной толщины. Лобовая деталь корпуса - 14,5 мм, лобовая деталь надстройки/"кузова" - 10 мм; корма, борта и наклонные детали корпуса из 8 мм листов. Первые три модификации имели броневые листы борта и кормы состыкованные под углом, что обеспечивало лучшую защиту от стрелкового оружия, с модификации D (1943-й год) конструкция корпуса была упрощена, от стыков бронедеталей под углом отказались.

  • upd. в комментариях уточнили, что изменилась не конструкция борта, а конструкция инструментальных ящиков на надгусеничной полке - спасибо комментатору Дмитрию Мастерову - я не обратил внимание на эту часть описания в справочниках

Модификацию D можно узнать по характерной скошенной корме, которая хорошо заметна на схемах.

Радиооборудование Sd.Kfz.251, в базовой его версии*, состояло из приёмо-передатчика УКВ-диапазона ближнего радиуса действия.

  • то есть, в версии бронетранспортёра пехотного отделения - Sd.Kfz.251/1

Средний полугусеничный бронетранспортёр, помимо его основной роли, применялся в огромном многообразии модификаций по вооружению и оборудованию - от "носителя" реактивных систем залпового огня, до "носителя" прожекторных установок, но даже краткий обзор этих модификаций потребует отдельного материала.

Выпуск БТР Sd.Kfz.251 начался с июня 1939-го года, с сентября 1943-го года и до конца войны выпускалась версия ausf D.

-15

Общее число средних бронетранспортёров Sd.Kfz.251 составило 15.252 машины, из которых 4.650 были ранних модификаций - A, B и C.

  • по справочнику Чемберлена и Дойла

Полугусеничные бронетранспортёры - это ещё один вид специализированной техники производившейся для нужд Вермахта. Но, если при рассмотрении темы колёсной бронетехники, мы говорили о том, что она применялась в узкой тактической нише - только разведка и дозор - то полугусеничные БТР применялись гораздо шире. И бронетранспортёр пехоты для Sd.Kfz.251 - основное назначение, а не единственное.

Средние БТР для пехоты расширяли возможности танковых, а затем и танково-гренадёрских дивизий Вермахта. На графике выпуска видно, что пик их производства приходится на 1943-1944-й год, увеличиваясь параллельно с ростом выпуска танков и самоходных орудий в этот же период времени.

Бронетранспортёры поступали на вооружение мотопехоты танковых и танково-гренадёрских дивизий. Не учитывая узкоспециализированные версии БТР, они поступали на вооружение в следующих ролях:

  • Sd.Kfz.251/1 - два пулемёта - в качестве транспортёра пехотного отделения, Sd.Kfz.251/2 - 80-мм миномёт - машина взвода тяжёлого оружия, несколько вариантов машин связи и командирских, буксировщики пехотных и противотанковых орудий, а затем и вооружённые ими версии БТР

Такое многообразие позволяло составлять даже полностью "бронированные" боевые группы из танков и пехоты на полугусеничных бронетранспортёрах.

  • поддержать канал можно лайком, комментарием, рекомендациями в соцсетях и финансово: