Как и было обещано - рассказ победитель конкурса «300 страниц истории. Из прошлого - в будущее» Таранжиной Валентины Владиславовны. С ней канал знакомил вас чуть раньше.
Домашнее задание
Шел урок литературы в 11Б. Тема была несколько необычная: «Театр одного чтеца». Вера Ивановна предложила учащимся к итоговому уроку выучить понравившееся стихотворение или отрывок из прозы, посвященные Великой Отечественной войне.
- Времени будет достаточно – два урока, - сказала учительница. – Так что не волнуйтесь, чувствуйте себя свободно.
- Как не волнуйтесь?! Впервые мы – артисты… - со вздохом под веселый шумок взволнованно произнес Петя Загайнов.
Вера Ивановна не сомневалась, она верила, что ребята будут готовы к уроку. Да и ребята стали другими. Всего полгода – а как многое изменилось.
Все стало не таким, как раньше в 9-м и 10 классах, начиная с приветствия, потом – объяснения нового материала, проверки домашнего задания. И это все было необыкновенно новым и интересным.
Ребята перестали опаздывать на уроки, отвлекаться на занятиях, задерживались после звонка, чтобы задать вопрос учителю.
И вот сегодня, когда Вера Ивановна спросила, готовы ли к уроку. Класс дружно ответил: «Да!»
«Театр одного чтеца»
И урок начался. Ребята читали стихи Л. Ошанина, А. Твардовского, О. Бергольц, С. Острового, Р. Рождественского, К. Симонова, отрывки из прозы М. Шолохова, Ю. Бондарева. Читали по-своему, как понимали, но от души. Читали с места, кто-то выходил к доске. Все как-то оживились, но слушали внимательно. И вдруг- пауза.
- Все выступили? – спросила Вера Ивановна. И снова пауза.
- Сашка не выступал, - чуть слышно, извиняюще промолвил вездесущий Ваня Москаленко.
- Да, Вера Ивановна, я не выступал, я не выучил.
- Ты что, Саня,- удивленно сказала Галя Кириленко.
- Ну, Санька, ты даешь, - разочарованно произнес Федя Маслов.
Все вопросительно смотрели на любимца класса.
И вдруг!..
- Вера Ивановна, а можно я спою. Этого класс не ожидал. Все как по команде повернулись к Саше.
Вера Ивановна просто и уважительно произнесла:
- Пой, Саша.
И тут класс замер, услышав необыкновенно задушевное пение: сначала робкое, потом все более уверенное:
- Бьется в тесной печурке огонь…
Саша пел. Класс замер слушая. Вдруг кто-то с последней парты подтянул ему, потом присоединились другие голоса – пел почти весь класс. Вера Ивановна присела на стул, в глазах стояли слезы.
И вот песня кончилась. Несколько секунд тишины – и – аплодисменты. Хлопали все, смеялись, шумели.
- А здорово мы!
- Вот это да!
« С чего начинается Родина…»
Потом снова воцарилась тишина. Она была какая- то торжественная.
- Ребята, - неожиданно заговорил Саша, – давайте еще споем.
- А давайте, - подхватили ребята.
- А что будем петь?
Начали перечислять песни о войне, но большинство отказывалось: слов не знали. И тут Катя Першинова предложила:
- А давайте споем « С чего начинается Родина…» Помните, как мы ее пели на смотре. Слова все знают.
- Ну, - протянул Сеня Петров,- она же не о войне…
- Как не о войне,- возразила Катя. – На войне Родину защищали!
Класс на минутку замолк.
И вдруг почти все:
- Споем!
И запели. Пели громко, проникновенно. Прозвучали последние слова песни. В классе воцарилась какая- то особая торжественно- удивительная тишина.
А уже был звонок
А за дверями кабинета стояли пятиклассники, чей урок должен быть следующим у этого учителя.
Стояли и слушали еще не окрепшими душами, но уже готовыми принять то великое, что слышали: «С чего начинается Родина…»
Вдруг открылась дверь, в класс заглянул пятиклассник:
- А уже был звонок, - смущенно произнес он.
11Б дружно засмеялся. Самый «мудрый» Петя Самойлов, как всегда умеющий выйти из любого положения, вздохнув, произнес:
- Ребята, вперед! Жизнь продолжается.
И новый радостный взрыв смеха раздался в классе. Ребята, оглянувшись на учителя, смущенно и в то же время благодарно заговорили:
- Надо идти, Вера Ивановна.
- Спасибо вам, ребята.
- Это Вам спасибо, Вера Ивановна,- раздались дружные голоса.
…Шли ребята на другой урок, но знали: через несколько дней они снова с радостью вернуться сюда, чтобы продолжить свое взросление.