Найти тему
Бухта Нагаевых

Школы в Берлине очень отличаются от российских. Рассказываю, как все устроено

Меня об этом часто спрашивают - наконец, отвечаю подробно. Начну с того, что Германия поделена на «штаты», которые здесь называются землями. В каждой земле существуют свои правила, в том числе, в отношении среднего и высшего образования. Различия могут быть существенны. Я пишу только о Берлине, который особенно отличается от остальных земель, в плане образования в том числе.

Еще важная ремарка. Эта публикация - о классических муниципальных берлинских школах. Помимо них, здесь также существуют частные (в том числе "русские"), там свои нюансы.

Учебный год в Берлине начинается в августе, причем, каждый год в разное время, поэтому весной родителям заранее выдают план каникул, расписанный по числам, на весь предстоящий учебный год.

Как только ребенку исполнилось полных 5 лет, он может идти в начальную школу. Не просто может — обязан! Здесь с этим строго. Можно подождать до 6 лет, но только в том случае, если 6 дошкольнику исполняется после сентября текущего года. Нам с Петькой повезло: он родился 25 октября и пошел в школу почти в полные 7. Это было важно для нас, потому что мы были свежепереехавшие и без языка. Была возможность хоть как-то влиться в среду. Вот здесь я не очень серьезно писала, как Петя пошел в первый класс.

Сначала дети идут в начальную школу (Grundschule). Затем, в зависимости от успеваемости и желания — в интегрированную среднюю школу (Integrierte Sekundarschule ) или гимназию (Gymnasium). Программы обучения в гимназии и средней школе ощутимо различны. Если ты попал в среднюю школу, то позже перейти в гимназию практически нереально. Гимназия - это школа более высокого уровня и после нее, как правило, можно довольно свободно перейти к абитуру (это «предвуз», ворота в высшее образование и 2-3 года дополнительного обучения в средней школе, в гимназии все можно сделать раньше). Да, из средней школы, конечно, тоже можно пойти на абитур (Abitur). Но тогда нужно очень хорошо учиться и затем "как положено" сдать экзамены, а также предъявить хороший аттестат, причем, готовиться к этому нужно сильно заранее. Профукать 7-8 класс, а потом спохватиться — не выйдет. Если кто-то не хочет абитур или не смог туда попасть - пожалуйста, к вашим услугам профессиональное образование после 9 или после 10 класса. К нему здесь относятся очень серьезно и в средней школе обязательно проводят массу мероприятий по профориентации — таким образом, к моменту окончания школы каждый ученик уже примерно знает, какая профессия его ждет.

Итак, схема следующая: в течение 6 лет начальная школа, затем до 9-10 класса средняя школа или гимназия. Далее ветка: профессиональное образование а-ля российский колледж или абитур. После абитура — высшее образование.

Да, начальная школа в Берлине - это 6 классов. В некоторых случаях можно уйти после 4 класса, потому что есть гимназии, которые принимают детей с 5 класса, но их меньшинство. Я буду писать о стандартном варианте.

Итак, как происходит переход из начальной школы в среднюю либо в гимназию?

Конечно же, по оценкам. Высчитывают средний балл. Напомню, если вдруг вы не в курсе: в Германии «1» — это очень хорошо, а «5» — почти никак. То есть, всё наоборот) Причем, «4», в отличие от российской «2», не считается «не аттестацией». По сути, в РФ получается трехбалльная система оценок.

При переходе в школу второй ступени также учитывается желание родителей и ребенка. Но на деле это выходит чисто номинально. Потому что, если средний балл аттестата не годится для конкретной гимназии или школы — увы. Подробнее расскажу об этом ниже.

Так вот. Когда ученик переходит в 6 класс, начинается интересное. В первом полугодии, уже осенью, для каждого ученика школа составляет некий документ, который прогнозирует его дальнейшую судьбу (Förderprognose).

Перед составлением такого документа обязательно проводится индивидуальная консультация с учеником и его родителями. Выглядит это довольно просто: родители выбирают время, приходят в школу, садятся за парту вместе с ребенком и классным руководителем. Учитель рассказывает о том, на что, по его мнению, может претендовать ребенок, описывает его достижения и недочеты, предлагает варианты. Как вы уже поняли, их два: гимназия или средняя школа. Родители также могут высказать свои пожелания. Это мало на что повлияет, конечно)

Затем составляется прогноз и выдается вместе с аттестатом за полгода. Также выдается бумага с важной школьной печатью, в которой, помимо данных об ученике и его родителях, необходимо указать вид школы второй ступени, в которой планируется дальнейшее обучение, и три конкретных желаемых для ученика учебных заведения в порядке убывания (причем, совершенно не важно, в каком районе живет ученик, выбрать можно любую школу/гимназию). Это делается так рано, потому что в феврале уже начинается прием документов в средние школы и гимназии. К примеру, в 2020 году это был период с 17 по 26 февраля. Именно в это время необходимо было отнести документы в выбранное учебное заведение.

Бумаги несут в первую из списка школу. В том случае, если эта школа/гимназия откажет в приеме, бумаги отправляются во вторую школу. Затем в третью. Если везде отказ — это грустно, но не учиться в школе все равно не получится: ученик направляется в школу с имеющимися свободными местами и по возможности поближе к месту жительства. Во второй половине мая по почте приходит ответ, в котором указано учебное заведение, куда зачислен ученик.

Вернемся к нашим прогнозам. Как именно высчитывается средний балл оценок ученика, который учитывается при поступлении в школу второй ступени? А вот как:

  1. Итоговые оценки за 5 и 6 класс по немецкому языку, математике, иностранному языку и естественным наукам (аналог российского «Окружающего мира») - удваиваются и суммируются. То есть, если в 5 классе ребенок получил по немецкому «2», а в 6 - «3», то итог - «10»
  2. Оценки по остальным предметам за 5 и 6 класс также суммируются.
  3. Затем сумма всех оценок делится на число, равное количеству изучаемых предметов плюс еще 4 тех, что удваивались в первом пункте.
  4. В результате получается средний балл.
Средний балл до 2,2 - рекомендация для гимназии
Между 2,3-2,7 - промежуточный диапазон, учителя включают дополнительные критерии в рекомендацию
Средний балл от 2,8 - рекомендация для интегрированной средней школы
Пример подсчета среднего балла, взяла с сайта о школах в Германии
Пример подсчета среднего балла, взяла с сайта о школах в Германии

В спорном случае в бумаге для поступления упоминают дополнительные критерии. Преподаватель пишет общую характеристику ученика по некоторым пунктам: насколько устойчивым является ребенок, насколько он работоспособен, понимает ли он, чего хочет и в чем может улучшаться, а что ему не интересно и т п. Довольно субъективно, конечно.

Хотела написать лирическое заключение, ну, свое отношение к этой системе. Но передумала. Рано. Может быть, буду писать третьей частью. А вторую часть планирую посвятить системе оценок в средней школе и тому, как она влияет на дальнейшее обучение.

Спасибо, что дочитали. Будут вопросы — задавайте, с удовольствием отвечу. Если знаю, как)

Мы Роман и Марина, пишем про нашу жизнь в Берлине и не только. Подписаться на наш канал можно здесь, не знаю, зачем я вам это предлагаю, но так положено) В общем, нам будет приятно, а вы не пропустите рассказ о необычной системе оценок в берлинской средней школе)

#берлин #образование за рубежом #образование за границей