Найти тему
Z-Машины

Арктика России это системы владения ледяным миром

Оглавление
Арктический защитный потенциал России «ТОР-М2ДТ» на Красной площади иностранным экспертам
Арктический защитный потенциал России «ТОР-М2ДТ» на Красной площади иностранным экспертам

Арктические природные условия явно не следует рассматривать комфортными условиями ведения боевых действий. Правда, применительно к такой ситуации как война, термин «комфортные» не подходит в принципе. Но американские эксперты применяют именно такую конфигурацию словосочетаний, представляя миру отчёт относительно российской арктической техники. Действительно, иногда построенные необычным образом, переплетённые в разной последовательности фразы, играют роковую роль. Не зря русскими придумана поговорка: «слово не воробей – вылетит, не поймаешь». Для иностранных экспертов такая поговорка имеет своё значение.

Иностранный список-отчёт на русские боевые системы Арктики

Первой боевой единицей иностранного списка-отчёта стоит система ПВО «ТОР-М2ДТ», представляющая зенитный ракетный комплекс малой дальности (5-12 км). Таковой оснащён ракетной пусковой установкой «ТОР-М2» (классификация НАТО SA-15 «Gauntlet»). Система адаптирована для арктического региона путём установки на шасси сочленённой гусеничной машины «ДТ-30ПМ».

Комплекс «ТОР-М2ДТ» разработан специалистами российского электромеханического завода «Купол» (дочернее предприятие концерна «Алмаз-Антей» в городе Ижевск). Аппаратура арктического применения ПВО «ТОР-М2ДТ» развернута на территории российской Арктики, предположительно в районе от Земли Франца-Иосифа до Чукотки. Присутствующие на Параде Победы в Москве (2017 год) иностранцы могли воочию наблюдать внешний вид системы «ТОР-М2ДТ».

Следующим в списке арктических систем выступает бронетранспортёр «БТР-82». Эта машина является последним пополнением семейства «БТР-80». Представлена улучшенная версия бронетранспортёра «БТР-80А/С», принятая на вооружение в 1994 году. Машина разрабатывалась, в основном, как дополнение (временное решение) к технике «БТР-90», разработка которой отметилась долгой, сложной, дорогой работой русских. Бронетранспортёр «БТР-82» сильно напоминает «БТР-80А/С», но имеет некоторые улучшения конструкции. В 2010 году машина успешно прошла испытания.

Арктический бронетранспортёр «БТР-82»
Арктический бронетранспортёр «БТР-82»

Сразу по завершении испытаний, русские начали производить эту технику. Оригинальный бронетранспортёр «БТР-82» поступил на вооружение российской армии в 2011 году. Однако оригинальная боевая машина не отметилась массовым производством, так как вскоре производство перевели на бронированную версию «БТР-82А», который российские войска получили в больших количествах. Диапазон рабочих температур этой машины составляет от -50°C до + 50°C.

Транспортные внедорожники для работы в Арктике

Транспортный внедорожник «Руслан ТТМ-4902ПС-10» - российский двухсекционный гусеничный вездеход-амфибия. Техника оснащается двигателем мощностью 300 лошадиных сил, обеспечивает загрузку на борт до 22 пассажиров, причём пассажирам обеспечиваются пять спальных мест. Транспортный внедорожник «Руслан» производства ЗАО «Транспортная компания» предназначается для операций:

  • перевозка грузов,
  • доставка ремонтных бригад,
  • транспортировка оборудования (до 4000 кг) в условиях бездорожья.

Первая секция машины представляет силовой модуль грузоподъемностью 500 кг. Этот модуль способен перевозить шесть человек, имеет на борту две полноценные кровати. Вторая секция дополнительный пассажирский модуль на 16 человек, плюс имеется шесть спальных мест. Перед поступлением на вооружение машина прошла испытания в суровых условиях Мурманской области севернее Полярного круга. Такие машины в настоящее время используются российскими подразделениями в Арктике. Внедорожник «Руслан ТТМ-4902ПС-10» способен работать в диапазоне температур -50°C / + 50°C.

Транспортный внедорожник «Руслан ТТМ-4902ПС-10», фактически амфибия
Транспортный внедорожник «Руслан ТТМ-4902ПС-10», фактически амфибия

Гусеничный шарнирно-сочлененный автомобиль серии «DT», идущий в списке следующим номером, предназначен для перевозки боеприпасов, военной техники и личного состава. Условия - труднопроходимая местность при окружающей температуре -45°C / + 40°C. Машина обладает безупречными качествами внедорожника, независимо от времени года. Легко преодолевает:

  • болота,
  • снежную целину,
  • сложные грунтовые дороги,
  • водные преграды всех регионов Сибири и Дальнего Востока России.

Конструктивно машины «ДТ-10ПМ» и «ДТ-30ПМ», именуемые как «Витязь», это двухместный транспорт на четырёх гусеницах. Конструкция обеспечивает низкое давление на грунт, отчего машина теоретически невосприимчива к срабатыванию некоторых типов мин.

От внедорожников к полноценным вездеходам Арктики

Вездеходы незаменимы в качестве эвакуационных машин, так как имеют высокое тяговое усилие и способны подъехать к застрявшему или повреждённому транспортному средству с любого направления в плохих дорожных условиях. Транспортёры «ДТ-30ПМ» эффективны для поисково-спасательных формирований, работающих в экстремальных условиях, когда необходимо эвакуировать людей, животных и различные грузы. Или же применимы для перевозки спасательных команд, медицинского персонала, оборудования и продуктов питания в пострадавшие районы.

Арктические машины «ДТ-10ПМ» и «ДТ-30ПМ» из серии уникальных систем «Витязь»
Арктические машины «ДТ-10ПМ» и «ДТ-30ПМ» из серии уникальных систем «Витязь»

Русский внедорожник вездеход «DT-30PM» имеет полностью закрытую кабину. Здесь расположены органы управления, предусмотрены места для водителя и четырёх пассажиров. Моторный отсек расположен за кабиной. По сути, имеет место полноценная амфибия. На воде «DT-30PM» движется за счёт гусениц. Благодаря уникальной конструкции, машины семейства «Витязь» способны работать в условиях Арктики, недоступных для других вездеходов, например:

1. Обеспечение связи с плавучей базой.

2. Работа с одним агрегатом или без двух гусениц.

3. Преодоление канав и расщелин шириной до 4,0 метров.

4. Разгрузка судна в открытом море.

5. Преодоление водных путей в суровых ледовых условиях.

6. Работа в горах на высоте до 4000 метров.

Следующим по списку идёт вездеход «ТМ-140», получивший имя «Четра». Продукт производства российского завода «Четра ПМ». Фактически имеет место коммерческий арктический автомобиль, созданный для нефтяников и геологов. Машина обеспечивает надёжную работу в сложных условиях местности и климата, адаптирована для использования в военных целях.

Арктический вездеход «ТМ-140» - он же «Четра ПМ» показал безупречную работу
Арктический вездеход «ТМ-140» - он же «Четра ПМ» показал безупречную работу

Вездеход «ТМ-140» показал безупречную работу в снежных и болотных условиях Арктики. Машина допускает комплектацию пассажирским модулем, специальной мастерской, модулями специального назначения:

  • сваебойная установка,
  • буровая установка,
  • крановая система.

Авиационный арктический арсенал русских (АААР)

Авиационным арктическим арсеналом русских на первое место выдвинут «Ми-8АМТШ-ВА» - многоцелевой транспортный вертолёт (вариация «Ми-8 HIP»). Этот воздушный транспорт поступил на вооружение Воздушно-космических сил России в 2015 году. Первый вариант вертолёта получил российский ВМФ (2016 год). Производство машины, модифицированной под условия Арктики, осуществляет авиационный завод «У-УАЗ» (Улан-Удэ).

Наделённый дополнительной силовой установкой, вертолёт «Ми-8АМТШ-ВА» без проблем запускается при температурах окружающей среды до -60°C, что обычно для Арктики. Воздушная машина способна оставаться на открытом воздухе до пяти часов, будучи в состоянии готовности к взлёту. Созданный как транспортный вертолёт, «Ми-8АМТШ-ВА», по сути, является многоцелевой машиной.

Внешний подвес троса, оснащенный весовым измерительным устройством, позволяет перевозить крупногабаритные грузы массой до трёх тонн. При необходимости аппарат может использоваться как боевой, спасательный или наблюдательный. На текущий момент «Ми-8АМТШ-ВА» успешно эксплуатируется на островах:

  • Котельный,
  • Тикси,
  • Нагурская,
  • Анадырь,
  • Мыс Шмидт.

Транспорт используется для снабжения, разведки и поисково-спасательных операций на Северном морском пути Арктики. Ожидается ещё сотня таких моделей для нужд армии и ФСБ, работающих в районе Воркуты и в Арктике в целом.

Специальные автомобили и снегоходы русских в Арктике

Инженерами российского машиностроительного предприятия «Муромтепловоз» разработан специальный автомобиль огневой поддержки «Торос». Машина адаптирована для применения в условиях Арктики, сделана на базе шасси «МТ-Лбу». Основное предназначение автомобиля - перевозка личного состава, грузов, а также организация огневой поддержки пехоты. Идеальное средство сопровождения и охраны в арктических условиях (-50°C + 45°C).

Арктическая специальная машина «Торос» для универсального применения на практике
Арктическая специальная машина «Торос» для универсального применения на практике

Помимо безупречной работы в условиях сильного холода (Арктика), автомобиль «Торос» способен работать в горных районах на высотах до 3000 метров над уровнем моря. Этот показатель увеличивается до 4000 метров, если конструкцию несколько изменить. Машину тянет дизельный двигатель «ЯМЗ-238БЛ-1», коим обеспечивается мощность 310 л.с. Среди оснащения отмечается комбинированный оптико-инфракрасный прицел «ТКН-4ГА-03», имеющий встроенный тепловизор. На вооружении противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) М113М «Конкурс-М», а также:

  • автоматическая пушка «2А42»,
  • спаренный пулемёт «ПКТМ»,
  • автоматический гранатомёт «АГС-17»,
  • шесть дымовых гранатомётов «Туча 902В».

Своеобразным продолжением видится машина «ТТМ-1901», кратко именуемая «Беркут». Это снегоход Арктики, дополненный двухместной отапливаемой кабиной и задней грузовой платформой. Техника имеет лыжи спереди и гусеницы сзади. Кабина напоминает салон автомобиля, где установлены ковшеобразные сиденья. Управление осуществляется стандартными ножными педалями и рулевым колесом.

Снегоход «Беркут» предназначен для перевозки личного состава и буксировки воинов-лыжников Арктики. Снегоход построен по спецзаказу инженерами нижегородской компании «НПО Транспорт». Здесь использован кузов автомобиля «Ока» и двигатель автомобиля «Лада». Система обогрева кабины поддерживает внутри температуру + 18°C, даже в условиях наружной температуры - 50°C.

Арктический снегоход «Беркут» или специализированная машина «ТТМ-1901»
Арктический снегоход «Беркут» или специализированная машина «ТТМ-1901»

Скорость движения по снегу Арктики независимо от толщины покрова достигает 35-40 км/ч. На борту предусмотрена боевая станция пулемётчика. Министерством Обороны РФ закуплено 40 таких машин в 2016 году. На данный момент времени снегоходы «Беркут» активно используются российскими бригадами Арктики. В частности, технику применяет 80-я отдельная мотострелковая бригада (Алакуртти), и Отдельная мотострелковая бригада 200 (Печенга). Снегоход также применяется российскими пограничниками и службой МЧС РФ.

Русские танки Т-80 на защиту Арктики

Чтобы защищать собственные интересы в Арктике русские создали боевой танк «Т-80Б», представляющий вариацию танка «Т-80». Мелкосерийное производство танка «Т-80Б» началось в 1978 году. Эта боевая машина является усовершенствованной версией «Т-80Б», дополненной взрыво-реактивной бронёй «Контакт-1». Дымовые гранатомёты «Т-80БВ» перемещены с обеих сторон от основного вооружения и размещены между бортом башни и панелями «ERA». На башне танка «Т-80БВ» панели соединены между собой, образуя неглубокий шеврон.

Панели «ERA» также установлены на передней части крыши башни для защиты от атак сверху. Панелями «ERA» обеспечивается высокая степень защиты от противотанковых управляемых ракет (ПТУР). Как известно, таковые используют осколочно-фугасную противотанковую боеголовку для пробивания танковой брони. По лобовой дуге, однако, не обеспечивается дополнительной защиты от бронебойных снарядов.

Некоторые русские танки «Т-80БВ» снабжены пылезащитной заслонкой под лобовым листом, другие - одинарной линией «ДЗР» по верху корпуса. Двигатель танка «Т-80БВ» имеет газовую турбину, благодаря которой русские запускают танк в Арктике за одну минуту при температуре -30°C за бортом. Для сравнения – обычно требуется не менее 45 минут для запуска дизельного двигателя без подогрева.

Какой вывод делают американцы по результатам отчёта?

Конфликт США с Россией в плане владения Арктикой маловероятен. Но в случае любой степени конфликта с Россией неизбежны арктические кампании или операции. Русские, конечно, в большей степени привязаны к Арктике, чем какая-либо другая страна, включая США. Соответственно, русские наращивают способности арктических сражений.

Инвестиции России в освоение Арктики и военный потенциал позволят Вооруженным силам РФ действовать и поддерживать боеспособность в течение продолжительных периодов времени. Определённо круглый год в изолированных местах Арктики. Инвестиции в морской транзит, в первую очередь, предназначенные для поддержки экономических интересов, также означают, что Россия способна поддерживать боевую энергию в водах Арктики в значительно большей степени, чем любые без исключения соперники.

На долгосрочную перспективу инвестиции в наземную инфраструктуру, соединяющую Россию с западноевропейской Арктикой, помимо развития торговли, будут способствовать поддержанию передовых развёртываний российских сухопутных войск на случай возникновения конфликта в Арктике. Русские будут иметь преимущества против любой отдельной европейской арктической страны по численности сил, предварительному позиционированию, специально разработанному оборудованию и расширенным возможностям связи и маневрирования.

По материалам: APAN