Наивно полагать, что население любой страны монолитно по своему составу. Обычно это весьма пестрая мешанина, объединенная территорией, а не этносом. Вот и на землях античной Греции в средние века кого только не побывало. Тем более, что в иных прежде густозаселенных провинциях люди просто повырубили леса и оказались перед выбором: уйти и жить богато или остаться и бедствовать. Выбирали первое, а на освободившиеся территории приходили новые. В случае с городом Триполица то были или южные славяне, или полудикие-полукочевые албанцы. Которых несколько позднее дополнили турки, захватившие эти края.
Когда в Триполице османы решили создать укрепрайон для плотного контроля окрестных земель, прежний турецкий контингент стал увеличиваться, прирастая за счет переселенцев и новообращенных в ислам греков-отступников. А тут еще в Испании на евреев-сефардов гонения устроили. Отчего те стали рваться на родину. Что никак не устраивало султана. И он им решил устроить что-то вроде черты оседлости. Так что в Триполице их скопилось немало.
Надо сказать, что коренное население завоеватели особо не жаловали. И резня в той или ной степени интенсивности практиковалась постоянно. В городе на центральной площади стоял вяз, на котором в иные дни развешивали гирлянды из казненных греков. Что им, понятное дело, не особо нравилось. Так что поводов для революции имелось предостаточно.
Помимо наличия революционного подполья, султану в этих краях крепко мешали сепаратисты. Которые, получив наместническую должность, сами оказывались не прочь пожить падишахами. И которых приходилось регулярно ставить на место.
В 1821 году, в самом его начале, паша, распоряжающийся в Триполице, был отослан вместе с основной частью гарнизона подавлять восстание у соседей. Чем и решил воспользоваться один из руководителей греческого подполья, назначив дату выступления против турок. Ну и после начала выступления турки опомнились и принялись отправлять отряды для его подавления. Причем ликвидация восстания шла весьма жестко и кроваво. Отчего сопротивление не утихало, а наоборот – нарастало. Турки ввели практику захвата заложников из числа видных горожан. Но это мало помогало, поскольку руководство восстанием никак не было связано с городской элитой.
Большинство вождей происходили из сельской местности. И имели мировоззрение типичного крестьянина. Отчего воевали храбро, но на малой территории – возле своей деревни. И по той же причине освободительная война в Греции не имела единого руководства. Что сказывалось на решениях и планировке операции. И даже объединившиеся вожди не могли выработать единой тактики. В результате в их споре побеждал тот, кто имел на тот момент большее влияние или больший отряд.
Так или иначе, в один прекрасный момент несколько отрядов патриотов двинулись на Триполицу. Одновременно осаждались и другие прибрежные крепости. Начал операции и наспех сколоченный из торгового военный флот Греции. Так что османам приходилось действовать на несколько фронтов единовременно.
На стороне турок воевало много не совсем добровольно мобилизованных союзников. По большей части албанцев. И греки старались с теми договориться, давая возможность им выйти из боя. Но туркам подобное дозволялось редко, помня их привычку к резне без разбора. Так что многие турки понимая, что обречены, бились до последнего.
Так или иначе, уже к марту 1821 года крепости вокруг Триполицы были взяты греками. И началась полная блокада города. Турки, понимая незавидные перспективы обороны без провианта, пытались организовывать продовольственные отряды, промышлявшие по округе. Восставшие греки эти отряды уничтожали без сожаления. И решить проблему продовольствия таким образом у осажденных не вышло. Тогда они стали выгонять из крепости женщин и детей. Понимая, что уменьшение числа нахлебников улучшит положение осажденных, восставшие выстрелами загоняли беженцев обратно.
Турки организовали несколько попыток прорыва. Все безуспешные. И тогда греки сумели договориться с частью осажденного гарнизона – с албанским отрядом. Им гарантировали свободный проход на родину при условии прекращения ими вооруженной поддержки турок. Албанцы согласились. Уйти, правда, они не успели. Но в отражении последнего штурма не участвовали. Так что 23 сентября 1821 года Триполица пала. И греки, для которых город являлся символом турецких бесчинств, побежденных не жалели, устроив бойню.
Сначала убивали одних турок. Потом дополнили меню евреями. Следом, насмотревшись на голодных мусульманских женщин и детей, стали и их стрелять. Позднее участники взятия Триполицы, подтверждая эти события, говорили, что от ворот до центра города можно было доехать, не видя и не ощущая под собой земли.
Количество жертв никто не знает. Сами участники утверждали, что было убито порядка 8000 человек. Но после всей катавасии в городе собрали 12000 ружей, которые потом пригодились сопротивлению. И это только солдат столько было. Так что большинство историков говорят о цифре в 20000 погибших, а кто-то оценивает потери в 28000 человек. Словом, по итогу турки пришли в ужас. А греки переполнились гордостью – Триполица оказалась первой серьезной победой восставших. К слову сказать, в 1825 году турки сумеют отбить город. И тоже устроят в нем тотальную расправу. И это окажется последним массовым примером взаимной ненависти, охватившей регион.
× Поддержите нас в телеграме: @battlez
И не забывайте подписываться на канал, а также ставить "пальцы вверх" - это очень важно!