История этого десанта имеет давнюю историю. Автором идеи высадки был командующий ЧФ. С его легкой руки этот десант попал в документы.
ДИРЕКТИВА СТАВКИ ВГК № 170005 КОМАНДУЮЩЕМУ ВОЙСКАМИ КАВКАЗСКОГО ФРОНТА О ПЛАНЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА
Копия: народному комиссару Военно-Морского флота 2 января 1942 г. 22 ч 35 мин
Ставка Верховного Главнокомандования:
1. Утверждает представленный вами план освобождения Крыма действиями главных сил на направлении Джанкой, Перекоп, Чонгар, наступлением одной армии на Симферополь и высадкой морских десантов в районах Алушты, Ялты, Перекопа и прежде всего в районе Евпатории. Одновременно Ставка требует всемерно ускорить сроки окончания сосредоточения войск и начала перехода в общее наступление, для чего предлагает использовать все возможные средства для переброски войск в Крым как по линии Черноморского военного, так и гражданского флотов.
Ночью 01.01.1942 вице-адмирал Ф. С. Октябрьский получил "напоминание" директиву командующего Кавказским фронтом за № 02/ОП от 01.01.42. в которой требовалось перейти в наступление, с высадкой тактических десантов в Алуште (при невозможности – в Ялте) и в Евпатории. Планировалось наступление войск СОР на Симферополь, а затем и освобождение всего Крыма. Для содействия продвижению войск, в дальнейшем, планировалась высадка еще одного тактического десанта в районе Сары –Булат (совр. Портовое, за Бакальской косой).
Командующий ЧФ и СОР должен был реализовать собственный замысел, который он изложил Ставке перед началом Керченско-Феодосийской операции, еще в начале декабря 1941года. Но, командующий СОР и ЧФ этот замысел не спешил реализовывать, находя для этого множество оправданий.
Кроме того, в связи с тем, что операция не готовилась и не планировалась, части СОР оказались неготовы к десантным операциям. Сама система деления на сектора обороны, возможно, была в чем-то неплоха, но не позволила оперативно собрать ударную группировку. У каждого из комендантов было свое видение обстановки, и расставаться с резервами никто из них не спешил.
Итогом бурной переписки стал десант в Евпаторию. 4.01.42г. шла подготовка к десанту. Командующий флотом и СОР просил своего начальника штаба контр-адмирала Елисеева, передать командующему Кавказским фронтом, что в Севастополе подготовлен десант в составе одного батальона в качестве первого эшелона и одного батальона в качестве второго эшелона. На самом деле, днем 4-го числа, было только начато формирование ударной группы десанта. Чтобы не попасть в сложную ситуацию, командующий ЧФ указал, что высадка начнется «как только позволит погода», хотя на тот момент погода позволяла произвести высадку.
В том же сообщении, командующий ЧФ, районе Сары-Булат десант высаживать отказался, ссылаясь на неустойчивую погоду, лед(!), малые глубины и отсутствие высадочных средств. А на деле, ударная группа для высадки в районе Сары-Булата еще даже не была сформирована, так же как и обещанный командующим десант в Алушту.
Но шло откровенное вранье. Утром 5-го января 1942г. командующий ЧФ (уже напрямую), направил телеграмму в штаб фронта. Телеграмма имела весьма примечательное содержание и была ответом на телеграмму фронта от 3.01.42г.
«1. Вашу директиву войска Приморской армии выполняли, но продолжавшееся наступление противника в направлении Камышлы —Северная сторона, что вынудило под давлением превосходящих сил противника наши части отойти на рубеж кордон Мекензи № 1 — южнее ПСТ М. Г. (полустанка Мекензиевы Горы). Понеся большие потери в предыдущих боях, скованная беспрерывными атаками противника на всем фронте, армия утром 1 января не могла перейти в контрнаступление.
С утра 2 января войска перешли в наступление. Противник отошел на рубеж Камышлы и севернее реки Бельбек. 3 января части возобновили наступление и к утру 4 января вышли на рубеж высоты восточнее Камышлы и реки Бельбек. Остальных участках фронта успеха не было.
Переход в наступление на всем фронте не выполнен по причинам:
а) в связи с большими потерями... были выведены из строя 8-я брмп, 2-й полк мп, 40-я кд, 241-й сп. Остальных частях осталось штыков: 2-я сд — 2382, 172-я сд — 2274, 7-я брмп - 2620, 25-я сд - 2069, 95-я сд — 2876, 79-я бр - 982, 345-я сд — 820 и 388-я сд - 1693.
б) 386-я стрелковая дивизия в боях не участвовала — закончено сосредоточение. Сейчас части готовятся и 6.1.42 г. перейдут в наступление на фронте IV сектора.
Отряд кораблей «Красный Крым», БТЩ и четыре катера МО-4 выходят с десантом в Алушту. Из Севастополя в Евпаторию высажен десант 5.1.42 г. В Севастополе готовится второй батальон для усиления в Евпатории. Октябрьский. Кулаков».
«Достоверность» информации, изложенной в сообщении командующего СОР, мягко говоря, удивляет. Из оперативных сводок частей СОР однозначно следует, что 3 и 4 числа никаких наступательных действий противником не велось. Численность частей явно занижена. Для примера, численность 2-й стрелковой дивизии (без двух батальонов 383-го полка) составляла более 5,5 тыс. человек, при этом в стрелковых подразделениях («штыков») 3,8 тыс. человек[1]. Десант в Алушту даже не готовился. Есть и другие «неточности». Командующим ЧФ и СОР Ф.С.Октябрьским приказы командования фронтом явно игнорировались. По требованию командования фронта, 5.01.42г. части СОР должны были перейти в наступление, но это сделано не было.
Вновь вернулись к этой идее в феврале. Черноморскому флоту были поставлены следующие задачи: СОР должен был, «…прочно удерживая свои рубежи, начать наступление в направлении на Бахчисарай с целью воспрепятствовать отводу немецких войск от Севастополя на керченское направление; корабельный состав флота — поддерживать артиллерийским огнем наступление 44-й армии и в ночь на третий день операции провести демонстративную высадку десанта в районе Алушты, а также противодействовать артиллерийским огнем передвижениям войск противника по дорогам Ялта — Феодосия».
Наконец, операцию решились провести.
28.02.1942г. (пасмурно, плотная облачность, температура около нуля)
В этот день была проведена довольно любопытная операция. Приведу цитату из книги бывшего коменданта береговой обороны Севастополя П.А.Моргунова: «В 18 час. 40 мин. 28 февраля из Севастополя вышел отряд кораблей в составе двух тральщиков (№ 27 и «Мина») и четырех сторожевых катеров с задачей высадить демонстративный десант в районе Алушты с целью отвлечь силы противника. Для артиллерийской поддержки десанта был выделен отряд кораблей в составе крейсера «Красный Крым» и эсминцев «Железняков» и «Шаумян» под командованием капитана I ранга В. А. Андреева. Ночью при высадке десанта противник оказал сопротивление. Было засечено много огневых точек, которые были подавлены огнем кораблей артиллерийской поддержки. Десант успешно провел демонстрацию и разогнал охранявшие побережье румынские части. К 4 час. утра отважные десантники благополучно произвели посадку на корабли и в полдень 1 марта вернулись в Севастополь» [1].
Получается, что корабли прошли весь путь в 90 морских миль (с учетом фарватера), обстреляли берег, высадили десант, забрали его обратно, и вернулись в город, проделав тот же путь всего за 16 часов. Расчет показывает, что за это время корабли могли только подойти к Алуште и обстрелять ее. Кроме того, непонятно, кто должен был высаживаться, т.к. и десантного отряда не было.
Ну, нет его ни в одном из документов. В чем дело?
А, дело в том, что "десант" оказался вымыслом.
Противник указывает, что в районе Ялты и Алушты замечено по одной подводной лодке. В документах 30-го корпуса есть упоминание лишь о том, что в ночное время возле Алушты на расстоянии 1 км от берега были замечены советские боевые корабли, который после того, как их осветили прожекторами, ушли в море. Других упоминаний о «десанте» найти не удалось.
«Алуштинский демонстративный десант» оказался вымыслом.
[1] Моргунов П. А. Героический Севастополь — М.: Наука; 1985
[1] ЖБД 2 СД. Архив ГМГООС. Фотокопия. Архив автора.