Вера Васильевна Чаплина родилась 7 мая (24 апреля по старому стилю) 1908 года в потомственной дворянской семье в Москве, в доме деда на Большой Дмитровке. Владимир Михайлович Чаплин, дедушка Веры по материнской линии, был видным учёным, профессором, специалистом в области отопления и вентиляции. Также он успешно занимался предпринимательской деятельностью: вместе с архитектором В. Г. Залесским в 1895 году он создал проектно-монтажную фирму «Торговый дом Залесский и Чаплин». Мать Веры, Лидия Владимировна, была широко образованной женщиной. Она закончила Московскую консерваторию по классу фортепиано, профессионально рисовала и владела несколькими языками. Отец, Василий Михайлович Кутырин, служил помощником присяжного поверенного (адвоката). Но, по всей видимости, семья и служба не играли для него такую же важную роль, как спортивные и иные увлечения. При рождении Вера получила фамилию отца, но практически во всех документах она по собственной инициативе именовалась Чаплиной. Вся её творческая биография, как в зоопарке, так и в литературе, сложилась под фамилией матери, которую в первой половине 1930-х годов она взяла в качестве псевдонима.
У Лидии Владимировны и Василия Михайловича, кроме Веры, было ещё двое детей: Вася и Валя. Вера была средним ребёнком в семье. Оба родителя работали, и дети были во многом предоставлены сами себе, хотя с ними и занимались сначала няни, а позднее гувернантки.
Вера Чаплина с самого раннего детства любила животных. Девочке разрешали держать дома четвероногих и пернатых питомцев, и она за ними тщательно ухаживала. Вероятнее всего, её любовь к братьям нашим меньшим передалась ей от деда по отцовской линии: Михаил Дмитриевич Кутырин был членом Императорского Общества акклиматизации животных и растений (учредившего Московский зоологический сад) и очень любил собак.
Революция и гражданская война разом положили конец прежней жизни. В 1918 году Лидия Владимировна увезла детей из Москвы в Ташкент. К тому времени она уже рассталась с мужем. Жизнь в Ташкенте была непростой, но хватало и весёлых моментов, прежде всего связанных с животными.
В ташкентский период Вере Чаплиной пришлось пройти через тяжелейшее испытание. Её мать по каким-то причинам взяла в свою семью инвалида-казака, изувеченного войной. В отсутствие Лидии Владимировны он наносил Вере жестокие побои. Не вытерпев такого обращения с собой, одиннадцатилетняя девочка убежала из дома. Вера Чаплина, как беспризорница, попала в детский дом. И даже там она ухитрялась держать питомцев. Постоянное общение с животными и, как правило, успешные попытки их приручить отвлекали от тоски, вечного ощущения голода и помогали девочке остаться человеком — не дали озлобиться, стать жестокой. Любовь к животным и ответственность за жизни своих питомцев воспитали в маленькой девочке решительность и умение преодолевать трудности. Эти черты характера определили жизненный и творческий путь Веры Чаплиной.
Вскоре Лидия Владимировна разыскала Веру. В поисках пропитания семья переезжала с места на место. В таких условиях не могло быть и речи о том, чтобы дети занялись образованием и окончили хотя бы сельскую школу. Наконец, в 1923 году семья вернулась в Москву, на своё прежнее место жительства, которое превратилось теперь в коммунальную квартиру.
Пятнадцатилетней Вере Чаплиной пришлось начинать своё образование с нуля. Учиться ей не нравилось, она постоянно срывала уроки. Веру интересовало совсем другое — общение со зверями и птицами. Девушка начала ходить в Московский зоопарк, который тогда ещё назывался зоосадом. В 1924 году появился Кружок юных биологов зоопарка (КЮБЗ), руководителем которого был знаменитый учёный зоолог и писатель Пётр Александрович Мантейфель. Дядя Петя, как звали его все юннаты, предложил и Вере Чаплиной заниматься в кружке. Ребята-кружковцы помогали служителям зоопарка чистить и убирать клетки, кормить зверей и птиц, записывать в специальные дневники свои наблюдения за их поведением (позднее из этих дневниковых записей получились первые рассказы Веры Чаплиной). В эти годы зоопарк, ещё не восстановившийся от послереволюционной разрухи, переживал трудное время: коллекция животных оставалась крайне скудной, помещения, в которых находились животные, были тесными и неудобными, не хватало квалифицированного персонала, ветеринарное обслуживание проводилось на примитивном уровне. Но постепенно обстановка в зоопарке налаживалась.
Занимаясь в КЮБЗе, Вера Чаплина получила возможность гораздо ближе познакомиться с обитателями зоопарка, которых раньше видела лишь издали. Особенно её привлекали те животные, которые вели себя строптиво и неохотно шли на контакт. Больше всего Вера ценила способность зверя стать другом. За всю жизнь у Веры Чаплиной было немало таких друзей. Одним из первых и самых любимых стал волк Арго. При «посредничестве» Арго Вера Чаплина открыла для себя мир кинематографа. Они вдвоём участвовали в съёмках ряда научно-популярных и художественных фильмов. Арго выступал в качестве киноартиста, а Вера Чаплина — в качестве дрессировщицы и дублёрши исполнительниц женских ролей в трюковых сценах с волком. В 1937 году Вера Чаплина написала о любимом волке один из своих самых лучших рассказов.
В 1924 году у Лидии Владимировны родился ещё один ребёнок — сын Владислав. У Веры с братом была большая разница в возрасте, поэтому она относилась к нему скорее как к сыну. В начале 1927 года на катке Вера Чаплина познакомилась с будущим мужем. Александр Михайлов на момент знакомства с Верой учился в Московском энергетическом техникуме на инженера-электрика. Они поженились в день рождения Веры, 24 апреля 1928 года. В 1929 году у пары родился сын Толя, в 1937 году — дочь Людочка.
В 1930 году Вера Чаплина начала работать служителем с молодняком Московского зоопарка. Главным воспитанником Чаплиной в это время стал лосёнок по имени Лоська, герой её будущего рассказа с одноимённым названием. Жизнь питомца закончилась трагически, и Вера Чаплина тяжело перенесла эту потерю.
В 1920–1930-е годы Московский зоопарк переживал второе рождение. На Новой территории появился Остров зверей — пространство для тигров, львов, барсов, волков, медведей. Турья горка была выделена для туров, яков и козерогов. Полярный мир открылся для белых медведей и песцов. А Вера Чаплина придумала специальную территорию для малышей — площадку молодняка. По задумке разные животные должны были мирно уживаться друг с другом. Проект Чаплиной приняли, и в 1933 году «звериный детский сад» был создан. Эксперимент по совместному воспитанию детёнышей хищников, травоядных и других животных вызвал небывалый интерес посетителей, и площадка молодняка стала одной из визитных карточек зоопарка.
К 1933 году относится и начало писательской карьеры Веры Чаплиной. Её первый рассказ был опубликован в журнале «Юный натуралист» в июне 1933 года. Произведение было посвящено известному медведю Московского зоопарка по кличке Борец. А в 1935 году были выпущены «Малыши с зелёной площадки», представлявшие собой серию из почти пятидесяти небольших очерков-эпизодов со сквозным сюжетом о первом сезоне площадки молодняка и прологом о старой и новой жизни Московского зоопарка. Книга имела успех, но позднее Вера Чаплина начала оценивать «Малышей с зелёной площадки» критически.
Весной 1935 года начался удивительный эксперимент по проживанию льва в обычной квартире. Отправной точкой этой истории стал отказ львицы из зоопарка кормить своих детёнышей. Из четверых брошенных матерью львят трое погибли. А самого маленького Вера Чаплина успела забрать. Маленькая хищница получила имя Ки́нули, так как её кинула мать. Вера Васильевна начала выхаживать Кинули, и малютка была спасена. Около полутора лет Кинули прожила в московской коммунальной квартире. Почти все жители большой квартиры привыкли к ней и полюбили, а львица отвечала им взаимностью. Трогательные отношения связывали Кинули с приёмной матерью — шотландской овчаркой Пери. Львёнка выводили иногда на прогулку, снимали в кино. Вся страна с изумлением следила за тем, как подрастает маленькая львица.
Вера Васильевна понимала, что Кинули не сможет всё время жить в квартире, и рано или поздно с ней придётся расстаться. Кинули вместе с Пери перевезли в зоопарк. Слава львицы продолжилась и там: публика специально ходила в зоопарк посмотреть на Кинули. В 1936 году вышла 16-страничная книжка «Кинули», созданная Верой Чаплиной в соавторстве с Андреем Глазовым, кинооператором фильма про маленькую львицу. В 1936 году появилась книжка «Медвежонок Рычик и его товарищи», написанная Верой Васильевной для дошкольников. В книжку писательница отобрала самые забавные случаи из жизни медвежонка и его друзей по площадке молодняка. А замечательные рисунки к коротенькому тексту Веры Чаплиной сделал художник Дмитрий Горлов.
Читать подробно на ПроДетЛит