Когда Римская империя начала приходить в упадок, и её провинции захлестнули волны варваров, Испания не избежала общей участи. В 409 г. на полуостров вторглись ираноязычные племена сарматов, затем, в 440 г.- германоязычные свевы. В 456 г. здесь осели осаждавшие перед этим Рим вестготы. В 585 году было образовано Вестготское королевство. Оно заняло практически весь полуостров. Только на юго-востоке были небольшие территории, принадлежавшие Византии, а северо-запад удержали за собой свевы. Позже земли принадлежавшие свевам превратились в испанские провинции Галисию и Астурию. Своей столицей вестготы сделали Толедо.
Основанное ими государство было типичным варварским королевством с традиционной для варварских королевств проблемой - враждой между арианами-завоевателями и католическим местным населением, среди которого было много людей высокообразованых. Последнее обстоятельство мешало завоевателям утвердить свою веру, как господствующую. Вестготская Испания подарила католическому миру одного из самых почитаемых мыслителей и писателей - Исидора Севильского. Владычество вестготов в Испании продолжалось полтора столетия.
На протяжении VII столетия, пока западом Средиземноморья владели вестготы, в восточной его части набирали силу арабы, объединённые новой религией - исламом. В начале VIII века они утвердились в Северной Африке и вышли к Атлантическому океану. Весной 711 г. берберский полководец Тарик ибн Заяд вместе со своим войском пересёк узкий пролив, отделяющий Африку от Испании. Античное название этого пролива, или вернее окружающих его скал, - Геркулесовы Столпы, но позже он получил название Гибралтар, что означает "гора Тарика". Правители вестготского королевства оказались неспособны к серьёзному сопротивлению, уже через два года почти вся Испания превратилась в провинцию Арабского халифата. Не захваченными остались лишь труднодоступные горные районы на севере полуострова. Здесь образовалось несколько христианских королевств. Позже они стали очагом антиарабского движения на полуострове, их политика положила начало христианской Реконкисте.
Арабы сделали своей столицей не Толедо, а Кордову, древний город основанный римлянами в 169 году до н.э. Среди завоевателей не было единства, в первые 40 лет после мусульманского завоевания в Кордове сменилось 20 правителей. По иронии судьбы, испанские арабы получили политическую стабильность благодаря династическому перевороту на родине своих предков.
В 747 году в Дамаске, столице халифата вспыхнуло восстание. Правившие почти сотню лет халифы из династии Омейядов были свергнуты, к власти пришла новая династия - Аббасиды. Столица халифата переместилась в Багдад. Но одному из Омейядов удалось бежать. Это был совсем молодой принц Абд ар-Рахман аль-Муавийя. Европейцы часто произносят это имя как Абдурахман. Он приходился внуком свергнутому халифу Дамаска. Сперва принц бежал в Северную Африку, затем, не найдя здесь безопасности, переправился со своими сторонниками в Испанию. В 756 году он овладел Кордовой, объявил о создании независимого Кордовского эмирата. В историю он вошёл под именем Абдурахмана I Пришельца. Его потомки, которых обычно называют испанскими Омейядами, правили в Испании вплоть до распада Кордовского халифата в XI веке.
Надо отметить, что Пиренейскому полуострову не приходится особенно жаловаться на последствия мусульманского завоевания. В ту пору арабы как-то лучше освоились с наследием древних цивилизаций чем германские народы. Испания стала едва ли не самой богатой, цивилизованной и просвещенной страной Европы. Здесь получило дополнительный толчок развитие орошаемого земледелия, были введены многие сельскохозяйственные культуры, неизвестные в других европейских странах. Благодаря арабам испанцы научились выращивать рис, сахарный тростник, шелковицу и апельсины.
В то время как по всей Европе города пришли в упадок, многие превратились в руины, многие сохранили лишь функции военных крепостей, - в Испании было целое созвездие городов - торговых и ремесленных центров. Здесь производились великолепные шерстяные? шёлковые и парчовые ткани. Получил известность особый испанский шёлк - тёмный, с тонким светлым рисунком. Испанские доспехи и оружие считались непревзойдёнными по качеству на протяжении всего средневековья. Любители творчества Вальтера Скотта может быть помнят следующий эпизод из его романа "Айвенго". Во время осады замка искуснейший лучник Робин Гуд одного за другим убивает рядовых защитников, которые пытаются сбросить на головы осаждающих огромную каменную глыбу. Но когда их место занимает знатный рыцарь, руководитель обороны, оказывается, что он надёжно защищён от стрел. " Чёрт бы побрал его испанские доспехи, - ворчит Робин Гуд - будь они сработаны нашим английским кузнецом мои стрелы пробили бы их словно шёлк".
Большую славу приобрели испанские кожаные изделия, тонкие, украшенные тисненьем и позолотой. Присутствие в костюме западноевропейского рыцаря детали из испанской кожи - признак богатства и изысканного вкуса. Высокое мастерство достигалось так же в изготовлении керамики, стеклянной и бронзовой посуды, ювелирных изделий, часто украшенных эмалью. Центрами различных ремёсел были такие города, как Кордова, Севилья, Толедо, Мурсия, Альмерия, Валенсия, Малага. Страна имела мощный флот, который осуществлял торговлю, и обеспечивал военную безопасность. Правда в IX веке Севилья подверглась нападению викингов, но набег был не слишком удачным, и в целом северные пираты у испанских берегов не задерживались. Им давали отпор.
После инцидента с викингами Севилья обзавелась новыми укреплениями. Она была главным торговым портом страны, а Альмерия - военным. Арабы переняли у китайцев и завезли в Испанию искусство изготовления бумаги. Именно отсюда бумага в XI веке попала в остальные европейские страны.
Если уж мы заговорили о бумаге, значит пора поговорить о культурном облике арабской Испании. Средневековую Кордову называли обиталищем наук. В её учебных заведениях изучали отнюдь не один лишь Коран, но многие светские науки. Сюда приезжали учиться как арабы, так и христиане. Папа Сильвестр II в молодости обучался в Испании. Вернувшись оттуда и став главою школы в Реймсе, он впервые ввёл в обиход европейцев арабские цифры. Это случилось в конце X века, но широкое распространение арабские цифры получили в Европе лишь в XIII. Испания славилась своими библиотеками. Правивший с 961 по 976 г.г. халиф аль-Хаким 2 собрал библиотеку в 400 тыс. томов. Библиофильство было весьма распространённым увлечением, и в испанских городах множество людей добывали себе пропитание, переписывая книги. В христианской Европе люди, считающие переписывание книг своим ремеслом, появились только в XII веке. Всё раннее средневековье изготовлением рукописей занимались лишь в монастырях.
Для раннего ислама характерна относительная веротерпимость, особенно по отношению к евреям и христианам, которые считались "людьми писания". Свирепый мусульманский фанатизм развился позже. Показательна следующая история. Когда-то, на месте Кордовской соборной мечети стояла христианская церковь Сан-Висенте, построенная ещё вестготами. В первые годы после арабского завоевания она служила как церковью, так и мечетью. Верующие двух конфессий делили её, проводя свои обряды в разное время. Но город стремительно рос. В 785 году эмир Абдурахман Пришелец решил, что Кордове нужна новая мечеть, способная вместить большое число мусульман. Проведя переговоры с христианской общиной, он выкупил церковь Сан-Висенте, снёс её и на освободившемся месте начал строительство соборной мечети. Сейчас трудно судить о том, какую ценность имело уничтоженное здание, но по крайней мере воздвигнутое на его месте безусловно вошло в число мировых шедевров архитектуры. При его строительстве использовались фрагменты античных зданий, которые свозились со всего полуострова. Можно найти в нём элементы вестготского стиля, но при этом оно остаётся арабским и более всего напоминает об архитектуре Дамаска, родины Абдурахмана Пришельца. В последующие века мечеть неоднократно перестраивали, но никто не решился её разрушить и она до сих пор украшает Кордову.
Тем не менее, религиозный гнёт, пусть и сравнительно мягкий был фактором, вызывающим определённое напряжение. Христианское вероисповедание предполагало особый не слишком престижный статус и дополнительные налоги. Поэтому, не приходится удивляться, что попытки испанских эмиров распространить свою власть за Пиренеи встречало ожесточённое сопротивление местного населения. Не приходится удивляться и тому, что
некоторые христианские мыслители всё же предпочли перебраться в католические страны. Выходцы из Испании составляли гордость Придворной академии Карла Великого.
В течение VIII столетия испанские Омейяды неоднократно пытались расширить свои европейские владения, но получали отпор. К концу века войско Карла Великого перешло Пиренеи и вторглось в Испанию. Франкам удалось овладеть Барселоной, городом, который основали ещё карфагеняне, и который всегда имел большое значение для Испании.
В целом поход за Пиренеи считается не слишком удачным для великого франкского короля-завоевателя, но сказать, что он потерпел поражение тоже нельзя. Франки не выполнили своей грандиозной задачи изгнать мусульман с полуострова, но захватили обширные прилегающие к морю земли на северо-востоке полуострова. Здесь была образована Испанская марка, укреплённая область, управляемая особым должностным лицом - маркграфом. Такие марки создавались на пограничных землях франкской империи, там, где ежечасно ожидали нападения противника. После того, как наследники Карла Великого развалили его империю, на территории Испанской марки возникло 9 независимых феодальных государств. Самым богатым и могущественным было Барселонское графство, имевшее свой флот и чеканившее монету. В зрелое средневековье земли, составлявшие Барселонское графство, стали называть Каталонией. Будучи в составе единого Испанского королевства Каталония сохраняла культурное своеобразие. Впечатляющие примеры каталонского сепаратизма мы с вами имели случай наблюдать совсем недавно.
В 929 году кордовский эмир Абдурахман III объявил себя халифом, а своё государство соответственно халифатом. Обладатель титула халифа был не просто светским правителем государства, он считался также духовным владыкой, наследником пророка Магомета. Но во времена Абдурахмана III этот титул уже не означал власти над всеми мусульманами. Мир ислама переживал дробление, распад на многочисленные независимые государства. Хотя Кордовский халифат был сильным государством, сила эта имела своим источником скорее внутренние ресурсы страны, чем удачную расстановку политических сил. Испания находилась во враждебном окружении. На севере находились её исконные враги - католики-франки. С остальными странами ислама у Испании были натянутые отношения ещё с тех самых пор, как сюда бежал наследник Омейядов. До открытых столкновений дело не доходило, но Кордовский халифат сохранял свою обособленность в арабском мире. Неплохо складывались его отношение с Византией, чьё положение напоминало положение халифата в зеркальном отображении. Империя имела смертельных врагов-иноверцев в лице арабов Северной Африки и Передней Азии и была в натянутых отношениях с единоверцами-франками, так как неохотно признавала право их королей на императорский титул. Между испанским и византийским двором были постоянные дипломатические отношения. Потолок одного из прекраснейших дворцов Испании украшен бесценным подарком византийского императора - жемчужиной, размером с голубиное яйцо. Император франков Карл Великий в свою очередь поддерживал связь с двором Аббасидов в Багдаде, но эти отношения не афишировались, так как плохо вязались с образом Карла - защитника католической веры. Неоднозначно складывались отношения Испании со скандинавами. В правление Абдурахмана III имели место дипломатические отношения между Кордовой и двором датского коннунга. Возможно халиф пытался использовать северян против враждебных ему христианских государей Западной Европы.
На севере Пиренейского полуострова было три наиболее сильных христианских королевства - Кастилия, Леон и Арагон. Им издавна было свойственно стремление увеличивать свои территории, как за счет друг друга, так и за счет земель, принадлежащих халифату. Но пока халифат был на вершине своего могущества, северные королевства не представляли для него серьёзной опасности. В XI веке положение изменилось. Последние кордовские халифы плохо поддерживали славу своих предков. Страной начали править визири. Борьба за власть привела к распаду халифата на множество мелких эмиратов. Свой независимый эмир был теперь в Кордове, Севилье, Гранаде, Сарагоссе, Толедо, Малаге, Альмерии, Бадахосе. Период с 1031 по 1091 год арабские историки называют "мулук ат-таиф", что значит "эпоха удельных владений". При таком положении вещей Кастилия, Леон и Арагон постарались забыть свои распри и выступили как союзники против арабов. Война, получившая название Реконкисты, велась под лозунгом освобождения братьев-христиан от мусульманского гнета. Папа римский освятил её своим авторитетом, рыцари из других европейских стран, особенно из Франции охотно принимали в ней участие. В 1085 году кастильский король Альфонс VI взял Толедо. В сложившейся ситуации эмир Севильи почёл за благо обратиться с просьбой о помощи к своим единоверцам за пределами Испании. Он послал гонца к представителям североафриканской династии Альморавидов. Те прислали войско, и в 1086 году в битве при Заллаке арабы разбили христианских рыцарей. После этого Альморавиды подчинили своей власти большую часть Испании. Реконкиста была отброшена назад, но не остановлена. Начавшись в момент, когда противник был наиболее слаб, она постепенно набирала силу, несмотря на то, что теперь христиане имели дело с более организованным врагом.
Испанская Реконкиста продолжалась с переменным успехом 400 лет и закончилась в XV веке взятием Гранады, последнего оплота арабского государства Насридов объединенными войсками королевы Изабеллы Кастильской и короля Фердинанда Арагонского. Брачный союз этих двух монархов привёл к образованию единой Испании.
См. также:
Калланиш – пограничные столбы Старого Света
Вильгельм Завоеватель. Подробности биографии
Путеводитель по каналу «Кот-учёный». 2021
#история #средние века #испания #ислам #реконкиста