Найти в Дзене

18. Линия родословной дедушки Василия: семьи дочери и сына

В своей родословной по этой линии я дошёл пока в поисках до 1854 года, когда родился мой дедушка Василий Николаевич Егоренков. Кроме моего отца Фрола, в семье у него были дочь Ольга и сын Николай. Двадцатый век – век больших социальных потрясений, которые отразились непосредственно на жизни тёти Ольги и дяди Николая, как и на жизни моих родителей.

Деревня Емельяновка, 2021 год. Вот такие мои двоюродные племянники:  1-е фото (слева направо) - Анна, Сергей, Зоя.
Деревня Емельяновка, 2021 год. Вот такие мои двоюродные племянники: 1-е фото (слева направо) - Анна, Сергей, Зоя.
2-е фото - Сергей, Анна, Александр.
2-е фото - Сергей, Анна, Александр.

Ольга Васильевна Прохорова.

Тётя Ольга родилась в 1897 году. Вышла замуж в соседнюю деревню Холмино за Сергея Васильевича Прохорова. У них родился сын Михаил. Долгое время я не знал подробностей об их дальнейшей судьбе. После Великой Отечественной войны тётя Ольга оказалась в Белоруссии, несколько раз приезжала на родину. Тётя Ольга ни дня спокойно не сидела дома. Ей интересно было обойти довоенных подруг и знакомых, посмотреть на деревню, куда она выходила замуж. Тогда мы узнали, что у Михаила есть дочь Анна.

Её сын Михаил казался мне мощным мужчиной. Волосатые брови нависали над глубоко посаженными глазами. Он плохо видел, но никогда не носил очков. Помню, как уверенной твёрдой походкой Михаил продвигался по деревне, разбрызгивая по сторонам кирзовыми сапогами снежную кашицу – признак начавшейся весны, а я семенил рядом с ним чуть ли не бегом, стараясь попадать в ногу. Бросались в глаза огромные руки, торчащие из коротких рукавов двубортного пальто грубого сукна. Помню также, как двоюродный брат легко раскалывал пальцами лесные орехи. Он не любил сидеть без дела даже в гостях. Обязательно что-то мастерил во дворе топором или возился в сарае.

И только в прошлом году мне удалось узнать подробности об этой семье. Друг из Белоруссии Валерий Денисенко, с которым мы учились в институте, помог мне разыскать семью тёти Ольги. Нет в живых уже ни её, ни двоюродного брата Михаила. Но благополучно живёт и развивается многодетная (по современным меркам) семья Михаила: Анна - 1949 г.р., Зоя – 1951 г.р., Сергей – 1955 г.р., Александр – 1961 г.р., да ещё на всех -- десять внуков.

Николай Васильевич Егоренков

Младший брат отца, дядя Николай, родился в 1900 году. В молодости показал себя активным общественником. Быстро стал продвигаться по карьерной лестнице советской власти. То назначают его председателем сельсоветов в Красное, в Ставрово, в Долину Хвастовичского района, входившего тогда в Жиздринский уезд, то становится Николай инструктором райкома партии. В тот неспокойный период партийные кадры долго не задерживались на должности. Вот и Николай выдвинулся вскоре из инструктора на пост секретаря райкома, когда его предшественник попал под каток репрессий. Видимо, напряжённая обстановка всеобщей подозрительности, нервозности способствовала преждевременного ухода из жизни дяди Николая. Он умер в 1937 году «от кровоизлияния в мозг» в больнице города Брянска и был похоронен в селе Хвастовичи.

Жена Николая, Василиса Андреевна, в девичестве Кузина, переехала с дочерьми Ниной (1927 г.р.), Аней (1930 г.р.) и Шурой (1933 г.р.) жить в Младенск, поближе к старшему брату мужа -- моего отца. Здесь вместе с нашей семьёй пережила два года немецкой оккупации, отсюда была угнана с жителями деревни на принудительные работы в Германию. Вернулась после освобождения на родину своих родителей, в деревню Судимир. Василиса Андреевна с дочерью Ниной долго работали в колхозе, заслуженно пользовались почётом и уважением за свой труд. Похоронены там же. Шура жила и умерла в подмосковном городе Электросталь. Аня живет в Судимире, потеряв на старости лет в результате трагической смерти мужа. Нина успела последние два года пожить в Калуге с семьёй сына, где ей были созданы идеальные условия Владимиром и невесткой Валентиной. Мне дорога память о семье дяди Николая, приветливой, всегда готовой помочь родственникам.

Мой дедушка Василий, как я упоминал раньше, после преждевременной смерти бабушки Гликерии больше не женился и всюду переезжал вслед за младшим сыном Николаем. Дедушка умер в 1936 году на 83 году жизни и похоронен в деревне Долина, в восьми километрах от рабочего посёлка Еленский. Пять лет назад мне удалось разыскать кладбище с захоронением дедушки и поклониться его праху.

Но пора вернуться и к своему отцу. Поэтому следующий раз я поведаю вам о моих старших сёстрах и братьях.