«Битлы» и «роллинги» — два полюса британского рока 1960-х. Первые — четвёрка улыбчивых симпатяг, для которых не существует музыкальных границ. Вторые — фанаты блюза, плохиши и хулиганы. На протяжении десятилетия они шли ноздря в ноздрю. Дружили, пели на записях друг друга, по-приятельски соперничали. И покоряли мир.
При этом если «Битлз» в СССР были приняты безоговорочно и обросли натуральным культом, то у «Роллинг Стоунз» дела шли хуже. Народными героями они так и не стали. И дело не только в том, что они не умеют настраивать гитары, как говаривал Юрий Лоза.
Конечно, про «Роллинг Стоунз» знали. Они были скандалистами, их критиковали, музыка у них была шумная, драйвовая. При этом их даже выпускала фирма «Мелодия».
Но что касается обычных слушателей по сей стране, то песни и пластинки «роллингов» не котировались так высоко, как битловские.
«Битлз». Мелодия прежде всего!
Возможно, причина тому — разница в самой сути их музыки. «Битлз» — это, прежде всего, искрящиеся мелодии, уютная, распевная лирика ближе к традиционной поп-музыке. И связь с европейской классической традицией. Не зря Джона Леннона и Пола Маккартни сравнивали с Шубертом. И такие «классически» песни, как «Yesterday» и «Eleanor Rigby» входили в их репертуар, как влитые.
«Битлз» казались в СССР в доску своими. Парнями из соседнего двора. И даже если тексты песен были непонятны, на каком-то ментальном уровне все понимали, о чём поют эти счастливые голоса из далёкой Англии.
«Роллинг Стоунз». Ритм прежде всего!
Иное дело — «Роллинг Стоунз». Недоступные, высокомерные, вечно с брезгливыми гримасами на лицах (если что, я это любя). Конечно, у них были мелодичные вещи. Те же «As Tears Go By» и «Lady Jane». Но большая часть их творчества — сырой, непричёсанный, дерзкий ритм-энд-блюз. Уходящий корнями в американскую блюзовую традицию. И далее — к племенным африканским ритмам.
Мик Джаггер и Кит Ричардс ребята ориентировались на стариков-блюзменов и артистов соула типа Джеймса Брауна. Барабанщик Чарли Уоттс любил джаз. Не зря в 1970-е они взяли на вооружение регги и фанк, заигрывали с диско — основа та же самая, чёрная, ритмичная, африканская.
Насвистеть под нос большую часть песен «Роллинг Стоунз», может, и можно, но как-то не тянет. И их кайф в другом — в блюзовой раскачке, в мощной ритм-секции, вокале, который часто вообще является элементом перкуссии. Живая энергия баса и барабанов, которая позволяет поднимать на уши стадионы!
Побеждает дружба!
Несмотря на то, что «битлов» и «роллингов» часто сравнивают, это всё-таки очень разные команды — и по музыке, и по судьбе. Первые высоко вознеслись и не пережили перехода в следующее десятилетие. Вторые успешно приспособились к требованиям шоу-бизнеса и по сей день радуют миллионы фанатов по всему миру в статусе почётных динозавров рок-эры. Блюз оказался более живучим. Но и мелодии «Битлз» не теряют блеска спустя многие годы после распада.
Всё-таки хорошо, что у нас есть и те, и другие!
#музыка #ссср #песни #история #знаменитости