Найти тему
Дмитрий Теплов

О чем на самом деле поздние советские фильмы, которые так часто показывают под Новый год? И почему вместо "Иронии судьбы" 1976 г

В новогодние каникулы трудно не посмотреть в очередной раз «Иронию судьбы» или «Москва слезам не верит». И поскольку сюжет уже знаешь наизусть, поневоле начинаешь обращать внимание на детали и рассматривать хорошо знакомые вещи под другим углом. Хочу поделиться тем, что я увидел под этим другим углом.

Поначалу кажется, что фильмы про любовь. Которая чудесным образом входит в жизнь главных героев. Однако, присмотревшись внимательно к тому, как именно герои себя ведут и что конкретно делают, я пришел к выводу, что на экране гораздо больше обычного эгоизма, чем настоящей любви.

Я отнюдь не первый, кто заметил, что лейтмотивом фильма «Москва слезам не верит» является идея благоустройства трех главных героинь в Москве. Все три героини Антонина, Людмила и Катерина по-разному решают эту задачу. Причем, Людмила и Катерина при помощи лжи. И этой лжи в фильме немало. В том числе в жизни главной героини Катерины. В первой серии она выдает себя за профессорскую дочку, во второй у нее роман с женатым мужчиной. Встретив Гошу, она не хочет признаться ему в том, работает большим начальником, и именно эта ложь ставит в итоге под угрозу их начавшийся роман. И здесь я считываю одну мораль: ложью счастья не добыть. Наоборот, ложь рано или поздно вскроется, и заплатить за нее придется очень дорого.

Дальше, вопрос, во имя чего эта ложь. Точно не «во имя спасения». А ради комфорта. Если внимательно присмотреться к отношениям Катерины и Гоши, то они выглядят больше, как эмоциональные качели, нежели как отношения людей, которые стремятся отдавать друг другу внимание и тепло. Гоша устраивает Катерине эти эмоциональные качели очень грамотно, а Катерина на них конкретно «подсаживается». Гоша ведь на самом деле не очень-то думает о комфорте Катерины. Он крайне бесцеремонно вмешивается в ее жизнь, совершенно не интересуясь, что ей нужно на самом деле. Ему важнее показать себя и заявить о своем лидерстве. И даже «продавить» свое лидерство силой.

Его уход в запой вообще признак слабости. И одновременно это откровенная манипуляция. Здесь очень мало любви. Зато очень много эмоций. Именно их так не хватает в жизни Катерины, и за них она цепляется, бурно переживая период Гошиного отсутствия-запоя. Думая, что это и есть настоящие чувства. Поэтому мне гораздо симпатичнее Антонина, которая спокойно и честно работала, создала хорошую и дружную семью. Только вот главная героиня фильма – не она.

В "Иронии судьбы" Женя Лукашин сначала не может признаться Гале в том, что не любит её, потом бесцеремонно вмешивается в чужую жизнь, не находит в себе сил извиниться и объяснить, как оказался в чужой квартире, крадёт втихаря фото Ипполита, выкидывает его. Слова Ипполита, что люди перестали лазить в окна к любимым женщинам и делать большие хорошие глупости, казалось бы, являются основной идеей. Но ведь в фильме больших и хороших поступков нет. Есть малодушие, ревность, ложь, неуверенность в себе и всё те же эмоции. Ради которых и Женя, и Надя готовы тотчас отказаться от отношений со своими прежними партнерами. В этом фильме я не увидел вообще ни одного положительного героя. Пожалуй, Ипполит вызывает определённое сочувствие. Он по-своему цельный и искренний человек. Только эмоций ему не хватает. Зато у безответственного Жени Лукашина их вдруг оказывается в избытке. И именно они привлекают Надю.

Интересно в этой связи проследить эволюцию нашего кино, скажем, с 40-50-х годов, где созидательный труд показывался основой счастливой жизни. Герои фильмов 70-х вместо созидательного труда ищут яркие эмоции. Несомненно, кино отражает дух эпохи. И в кино 70-х мы видим этот застой мыслей, чувств, равно как и кризис отношений и семьи. Число разводов в 70-е годы выросло в 3 раза по сравнению с годами 50-ми. И сейчас мне почему-то хочется смотреть «Карнавальную ночь». «Верных друзей» и «Девчат». Да, есть в них определенный пафос, но есть также дух товарищества, любви и добра. И есть цель, ради которой люди живут и любят. Чего так не хватает и в современном кино, и в современной жизни.

#teplov #отношенияполов #писательскийблог #философияотношений #ТепловContact