Найти тему

Флоренция – Прекрасная и Ужасная! Часть 1

Флоренция потрясающая и... раздражающая одновременно!

С одной стороны, гуляя по городу, почувствовал себя героем анекдота, который свои эмоции по поводу созерцания заката выражал с помощью матерных слов.

Так, к примеру, когда я вышел к кафедральному собору Санта-Мария-дель-Фьоро, самому знаменитому сооружению флорентийского и в целом итальянского Возрождения, только одно слово сорвалось с языка (цитировать не буду, так как маркировку "18+" на статью ставить не хочется).

Такой грандиозной красоты я ещё не видел!

В нём поражает всё: и само "тело" собора, которое невозможно полностью объять взглядом с какой-то одной точки, и венчающее его "чело" - огромный купол (Dom), шедевр инженерного искусства, "осеняющий собой народы Тосканы" (позволю себе немного перефразировать ведущего теоретика итальянского Возрождения Леона Баттиста Альберти).

Помните удивительной красоты каменный цветок из сказа П.П. Бажова, увидев который, Данила-мастер потерял покой и сгинул навсегда, то ли сойдя с ума, то ли пойдя в услужение к Хозяйке Медной горы? Так вот флорентийский собор - это каменный цветок, увеличенный в сотни или даже тысячи раз! Кто вдохновлял итальянских архитекторов, строивших это чудо на протяжении многих лет? Можно ли здесь говорить о мистике или просто нужно поверить в силу человеческого гения, способного из вполне земного сотворить нечто неземное?

В любом случае ассоциация с цветком совсем неслучайна:

Во-первых, церковь Санта-Мария-дель-Фьора посвящена Святой Деве Марии с лилией в руке.

Во-вторых, просто посмотрите на собор сверху, с площади Микеланджело, и убедитесь в сходстве! Посреди каменных средневековых "флорентийских джунглей", будто бесценное сокровище, "растёт" этот "цветок раннего Возрождения", переливаясь красками изразцов и багровея мощью купола-бутона!

Архитектурная доминанта Флоренции - собор Санта-Мария-дель-Фьоро
Архитектурная доминанта Флоренции - собор Санта-Мария-дель-Фьоро

Или сосредоточие жизни средневекового города - площадь Синьории с монументальным Палаццо Веккьо! Все поражает воображение, все дышит стариной. Здесь творилась история европейской цивилизации, такая же противоречивая, как и столица бывшей Флорентийской республики!

Именно на этой площади в 1497 году по велению Джироламо Савонаролы, монаха и религиозного реформатора, выступавшего против роскоши, полыхал "костёр тщеславия", в котором были сожжены тысячи предметов, в том числе произведения искусства и книги, считавшиеся греховными (не этим ли историческим эпизодом вдохновился Рей Брэдбери, когда писал свою антиутопию "451 градус по Фаренгейту"?)

По иронии, которая так свойственна истории, Савонаролу постигла та же участь: он был повешен, а потом сожжён на площади Синьории в 1498 году.

Франческо Россели "Казнь Савонаролы на площади Синьории". 16 век
Франческо Россели "Казнь Савонаролы на площади Синьории". 16 век

А теперь о прекрасном! Именно здесь в 1504 году Микеланджело Буонарроти впервые представил публике своего сотворённого из испорченной глыбы мрамора совершенного Давида, вот уже более пятисот лет волнующего умы и души человечества!

Вид на Палаццо Веккьо. Флоренция
Вид на Палаццо Веккьо. Флоренция

С другой стороны, весь центр Флоренции - это какой-то каменный лабиринт, в котором легко заплутать. Эти узкие улочки и переулки, нависающие над тобой дома, которые стоят вплотную друг к другу без единого просвета, ни единого деревца, выматывающая жара, толпы туристов, бесконечные бары и пиццерии - все это действуют гнетуще и очень утомляет.

Одна из улиц в историческом центре Флоренции
Одна из улиц в историческом центре Флоренции

Вот представьте, к примеру, что вы идете из своего убогого (но неоправданно дорогого) хостела по жаре (несмотря на то что уже семь вечера), ужасно хочется пить, но в этом городе просто не найти нормальный магазин, а навигатор все время показывает не туда.

Наконец где-то посреди каменных джунглей вы находите супермаркет, судорожно ищете в нем воду, заодно захватываете бутылку итальянского вина, но не тут-то было - очередь в полмагазина! Ставите все обратно на полки и в раздражении бредете дальше по серым коридорам флорентийских улиц. А все это в поисках площади Микеланджело, с которой, по информации инета, открывается великолепный вид на город.

Изнемогая от жажды, в жутком раздражении вы понуро выходите из магазина, где не состоялось, и бредете в точку назначения. Только вот оказывается, что ещё нужно преодолеть сотню ступенек вверх. Ну, что ж делать? Сжимаете кулаки и мужественно ползете вверх по лестнице. Шаг за шагом, все выше и выше... Итог - текущий ручьями пот и наконец оправданные ожидания.

Вид на город действительно потрясающий!

И сразу уходит всякое раздражение , и понимаешь, что ради такого стоит потерпеть…

Продолжение следует...