Первые греческие натурфилософы почти не касались антропологических вопросов. Уделяя внимание космологии, они заложили основу для последующего развития точных наук. Некоторые гипотезы, выдвинутые представителями натурфилософского направления в V веке до н. э., подошли очень близко к научным достижениям двадцатого столетия. Причём к своим выводам они пришли путём умозаключений без помощи ускорителя частиц или иных современных приборов.
Предпосылки становления античной натурфилософии:
- развитие языка, письменности;
- активная торговля, знакомство с другими народами и их традициями;
- совершенствование способности человека к отвлечённому мышлению и познанию мира;
- должный уровень свободы как меры самовыражения;
- авторитет разума занимает место авторитета традиции;
- предлагаемые религией объяснения окружающего мира оказываются недостаточными;
- уверенность в том, что у всего есть некий глубинный смысл, некая общая идея.
Характерные черты античной натурфилософии:
- стремление ответить на вопрос: «Из чего всё состоит (архэ)?»;
- два главных спора: «Что первичнее – идея, или материя?», «Сколько первооснов: одна (монизм), две (дуализм), множество (плюрализм)?»;
- свобода от религиозного догматизма;
- преемственность.
Милетская школа (физики): VII-VI вв. до н.э.
Фалес Милетский: Всё возникает из воды и в неё превращается. Начало сущих вещей – вода. Всё образуется из воды путём её затвердевания или замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землёй, при испарении становится воздухом. Причина образования – дух «гнездящийся» в воде.
Анаксимандр: Источником всего сущего является некое бесконечное, «нестареющее» начало – апейрон – которому присуще непрерывное движение. Апейрон – это нечто промежуточное между воздухом, водой, огнём и землёй. Идеализм, монизм.
Анаксимен: Воздух – это начало сущего, из него всё возникает и к нему всё возвращается. Воздух одновременно отвечает идеям и Фалеса (абстрактное первоначало, мыслимое как конкретная природная стихия) и Анаксимандра (абстрактное первоначало, мыслимое как таковое, бескачественно).
Используемые понятия:
- Душа – движущее начало для всей природы (как живой, так и неживой.
- Эфир – тончайшее вещество, которое служит основой для души.
- Апейрон - неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество.
- Субстрат - основа всего существующего, при этом субстрат часто отождествляют с материей и субстанцией.
Пифагорейство (математики): VI-V вв. до н.э.
Представители: Пифагор Самосский.
Основные тезисы: Мир не материален, а состоит из чисел. Числа являются вещами и составляют сущность реальности. Математические истины требуют доказательства и не могут быть приняты на веру. Справедливость подобна числу четыре, поскольку четвёрка символизирует квадрат – самую устойчивую фигуру.
Используемые понятия:
- Философ – любитель мудрости, раскрывающий вселенский порядок.
- Орфизм - вера в воздаяние после смерти, бессмертие души, раздвоенность человеческой природы на доброе и злое.
- Метемпсихоз – переселение душ.
- Вегетарианство – запрет на убийство живых существ.
Школа Гераклита: VI-V вв. до н.э.
Представители: Гераклит, Кратил.
Основные тезисы: Все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода — в землю. Тождество противоположностей. Всё течёт, всё меняется.
Используемые понятия:
- Логос – вечный закон, который всем управляет. Логос не существует отдельно от вещей, его частица пребывает во всякой вещи.
Элеаты: VI-V вв. до н.э.
Представители: Парменид, Зенон.
Основные тезисы: Знания, полученные эмпирическим путём, субъективны и могут подвергнуться искажениям. В поиске извечных истин людям следует полагаться только на свой разум. Бытие – тождественно познанию. У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее.
Используемые понятия:
- Бытие – есть сущее и есть существование этого сущего, которое и называют бытием. Небытия, «ничто» (того, что не существует) нет.
- Апория – логически верная ситуация, которая не может существовать в реальности.
Атомизм: V-IV вв. до н.э.
Представители: Анаксагор, Левкипп, Демокрит.
Основные тезисы: Каждый человек состоит из того, что он ест. Во всем есть части всего остального. Например, в муке есть то, что станет нашей кровью, волосами, костями и плотью, и наоборот. В конце концов, в каждой отдельной вещи есть части всего, а во всем есть части каждой отдельной вещи. Следовательно, все состоит из бесконечного числа бесконечно малых частиц.
Используемые понятия:
- Атомы – мельчайшие неделимые и неисчезающие, качественно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) сущности, обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна.
- Эвтюмия – идеальное душевное состояние человека — невозмутимость, эмоциональное спокойствие, постоянство.
#философия #образование #наука #история #античность