Найти тему
1K подписчиков

Почти утраченный шедевр

Вспомните самое прекрасное произведение искусства, которое вы когда-либо видели, не важно, повезло ли вам увидеть это вживую или на фотографиях и репродукциях. А теперь представьте себе, что оно было уничтожено задолго до изобретения фотографии и мы никогда не смогли бы его увидеть, довольствуясь лишь описанием и частичными копиями, сделанными еще до этой трагедии. Звучит пугающе, не правда ли? А ведь именно такая участь могла постигнуть одно из самых знаменитых произведений гениального Леонардо да Винчи "Тайная вечеря".

Вспомните самое прекрасное произведение искусства, которое вы когда-либо видели, не важно, повезло ли вам увидеть это вживую или на фотографиях и репродукциях.

Сложно представить себе человека, не знающего этой работы, особенно после романа (и его экранизации) Дэна Брауна "Код да Винчи", породившего огромное количество мифов.
Итак, давайте по порядку, что нам известно об этом шедевре и его судьбе?
"Тайная вечеря" уже более 500 лет украшает стену трапезной в церкви Санта Мария дель Грацие в Милане и представляет собой иллюстрацию событий последней трапезы Иисуса Христа со своими учениками, когда тот сообщил о предательстве со стороны одного из присутствующих. Надо сказать, что Леонардо не был первым, кто написал работу на этот сюжет: он был весьма популярен для украшений трапезных уже долгие годы, тем не менее, это не помешало перевести работу на совершенно новый уровень. Одной из основных проблем при создании данного сюжета было размещение Иуды: он должен быть узнаваем зрителями, чтобы было понятно, кто именно является предателем. Традиционно это делалось путем размещение Иуды по другую сторону от стола, таким образом, стол выступал своеобразной преградой между предателем и спасителем. В данном случае, Иуда находится среди прочих учеников, тем не менее, эмоциональность изображения и световой контраст позволяют нам безошибочно определять предателя в числе других учеников. Надо сказать, что изображение остальных апостолов весьма эмоционально и индивидуально: порывистый Пётр, например, склонился к Иоанну, словно бы заявляя о своей невиновности, а Иоанн сидит спокойно и скромно, словно бы понимает, что в нем никто (включая его самого) сомневаться не станет.

Вспомните самое прекрасное произведение искусства, которое вы когда-либо видели, не важно, повезло ли вам увидеть это вживую или на фотографиях и репродукциях.-2

Известно много историй о том, как Леонардо подбирал образы для своих персонажей, тем не менее, два основных действующих лица стали для него затруднением. Вазари писал, что Леонардо придал апостолам такую величавость и красоту, что не в силах передать небесную божественность Спасителя оставил голову Христа не законченной.
Также он рассказывает историю о том, как приор монастыря, недовольный медленной работой художника, решил обратиться к заказчику и попросить его поторопить мастера. Во время беседы, Леонардо да Винчи сообщил, что не может найти или выдумать форму, которая выразила бы всю жестокость человека, готового предать после стольких благодеяний, но раз приор настаивает на скором завершении работы, то его голова вполне сгодится для этой роли.
Кроме эмоциональности работы стоит отметить, что изображение великолепно вписано в помещение трапезной: боковые стены на работе продолжают стены комнаты, словно бы продлевая ее и помещая, таким образом, участников трапезы в небольшую нишу, в том же пространстве, где едят монахи. Ощущение сопричастности у обитателей монастыря усиливалось также за счет того, что посуда и скатерть на картине соответствовали тем, которые использовались в Санта Марии дель Грацие.

Вспомните самое прекрасное произведение искусства, которое вы когда-либо видели, не важно, повезло ли вам увидеть это вживую или на фотографиях и репродукциях.-3

Теперь к судьбе работы: прежде всего следует отметить, что "тайная вечеря" не является фреской, хотя ее так часто и называют. Фреска - это техника письма, заключающаяся в работе по сырой штукатурке. Такая техника требует от мастера быстроты исполнения и не позволяет вносить изменения. Как мы понимаем, подобное было невозможно для Леонардо, потому для своего грандиозного труда он создал краску на основе темперы, которую и наносил на подготовленную стену. Это и стало первой трагедией для произведения: стены выделяли влагу, которая с годами стала проступать наружу, краски начинали отслаиваться. Уже в середине XVI века Вазари писал о том, что работа так повреждена, что видна только кусками. Кроме этого, Гёте выделяет такие причины как нахождение монастыря в низине (что привело к повышенной влажности), запустение его во время чумы и, наконец, варварское отношение к фреске со стороны самих монахов, пробивших дверь в этой самой стене, уничтожив нижнюю часть росписи (на ранних копиях видно, что положение ног Иисуса отсылало к моменту распятия).

Вспомните самое прекрасное произведение искусства, которое вы когда-либо видели, не важно, повезло ли вам увидеть это вживую или на фотографиях и репродукциях.-4

На протяжении XVII-XVIII веков "фреску" неоднократно реставрировали, однако, практически каждая попытка вызывала шквал недовольства и обвинения в том, что реставратор изменил первоначальную работу. Тем не менее, попытки сохранить шедевр не оставлялись даже в периоды военных столкновений: во время Второй Мировой Войны в Санта Мария дель Грацие попала бомба, однако работа, которую защитили от осколков мешками с песком, чудом не пострадала. Последняя предпринятая на данный момент реставрация продолжалась более 20 лет (с 1978 по 1999 года). В ходе работы руководитель реставрационной группы Пинин Брамбилла Барчилон сообщила, что сохранившаяся работа всего на 30% принадлежит кисти Леонардо. Потому разрушенные части было решено "дописать". Восстановленная работа доступна желающим с ней ознакомиться, однако, это не так просто. Для того, чтобы максимально защитить "Тайную вечерю" от повреждений в трапезной монастыря установлен особый температурный режим, потому зрители впускаются всего на 10-15 минут и группами не более 25 человек, в связи с чем купить билеты на месте просто невозможно. Так что если соберетесь в Милан - покупайте билеты за пару месяцев.
К сожалению, история написания и спасения полотна далеко не так известна, как множество конспирологических теорий, направленных на поиск тайных шифров, тем не менее, она ничуть не уступает им по уровню вызываемого интереса.
Об искусстве, с любовью,
Tallirr.
#Tallirr_об_искусстве.