Сегодня всех без исключения волнует пиар и продвижение культурно-массовых мероприятий, и работа репортажного фотографа играет в этом важнейшую роль.
Сама схема организации репортажной съемки для всех массовых мероприятий одинаковая. Отличаются репортажи только тематикой.
Любой опытный фотограф назовет вам три основных пункта успешной репортажной съемки.
Пункт № 1 — подготовка организатором сценария мероприятия с учетом работы фотографа и оператора.
Пункт № 2 — правильный выбор фотографа и согласованность работы с ним. Фотограф, имеющий опыт репортажной съемки, поможет в организации пространства мероприятия, будь это фотозона или церемония награждения.
Пункт № 3 — площадка мероприятия. Организатор заранее продумывает и согласовывает с фотографом (до начала концерта) перемещение и доступы к объектам съемки.
Образцом организационной работы массовых мероприятий можно считать концерты мировых звезд. Здесь четко продуманы и строго соблюдаются все правила до мелочей.
Фотографам и операторам на таких концертах разрешается снимать в строго отведенном месте (фотояме), во время первых трех песен, а в некоторых случаях не разрешается вообще. Эти правила работают во всем мире, они оправданны!
В исключительных случаях фотограф может получить разрешение на съемку всего шоу с пропуском «ВЕЗДЕ». Это не вседозволенность, а ответственность! «ВЕЗДЕ» — это высшая степень доверия артиста фотографу. Выдавая такой пропуск, артист и его менеджмент уверены в профессионализме фотографа, в том, что он не выйдет во время концерта на сцену, не будет тыкать объективом в лицо артиста, не запутается в кабелях и не вырубит электричество, не будет пользоваться вспышкой и мешать зрителям смотреть шоу!
Выбор фотографа
Важно отметить, что хорошего организатора ещё на этапе планирования интересует то, с кем он будет работать и как это мероприятие увидят в фотоотчете те, кто не сможет на нем побывать. Концерт не ограничивается присутствующими на нем 500 человек. Аудитория, которая увидит опубликованные фотографии, гораздо больше, чем может вместить любой зал города, а это и есть пиар и продвижение. Благодаря работе фотографа останется значительно больше впечатлений, чем от любого пафосно написанного текста.
Но нужно честно признать, что в большинстве случаев организатор и ответственные за приглашение фотографов не имеют ни малейшего представления о том, как строится работа репортажного фотографа, что зачастую приводит к грубейшим ошибкам.
Организация площадки
Продуманная организатором работа фотографа и оператора на мероприятии напрямую говорит о его профессионализме и отношении к приглашенной публике. Он несет полную ответственность перед зрителем за его комфорт в зале и все действия фотографа и оператора.
Организатор должен понимать, что курсирующий на протяжении всего мероприятия перед зрителями первого ряда фотограф или оператор в промокшей от пота футболке может испортить любое торжество.
Непродуманная организация мероприятия может не только мешать вести фоторепортаж, но и зрителям, присутствующим в зале.
Команда фотографов
Правильный подход, когда организатор масштабного мероприятия продумывает и согласовывает план работы с фотографом или командой. Если возникает необходимость в работе нескольких фотографов, собрать такую команду должен кто-то из них. Опытный фотограф, зная сценарий мероприятия и понимая масштабы, всегда определит, нужна ли ему подстраховка и где. Такая команда не создает суеты, не мешает зрителям и участникам концерта и сделает максимально презентабельный репортаж любого мероприятия.
Одни и те же грабли
Десятилетиями наступая на одни и те же грабли, организаторы не могут должным образом провести церемонию награждения. Непродуманность сценария в большинстве случаев делает съемку бессмысленной. Основная ошибка — расположение участников церемонии и выход награждаемых на сцену.
Другая часто повторяющаяся ошибка организаторов, когда для работы на мероприятии приглашаются несколько фотографов, которые толкутся в одном месте, создают суету, снимают, дублируя друг друга.
Всегда на перднем плане
Внешний вид фотографа — важная составляющая его профессионализма.
Если организатор заботится о своем имидже, он должен обеспокоиться и тем, как будут выглядеть фотограф и оператор на его мероприятии — они всегда на переднем плане, в центре событий, и их замечают все!
Внешний вид фотографа — это один из пунктов, о котором не нужно забывать. Для кого-то это болезненная тема, и они стараются ее избегать. На самом же деле речь идет всего лишь о соответствии внешнего вида ситуации: появление на пляже во фраке или в купальнике на концерте классической музыки. Важно, в туфлях вы или кроссовках, в сандалиях или в грязных ботинках. Каждому мероприятию свой дресс-код — он позволяет быть незаметным, оставаясь при этом частью мероприятия.
Набивая рюкзак техникой на десятки тысяч, фотографу и оператору важно не забывать о своем внешнем виде.
У многих давно сложился стереотип, что фотограф и оператор выглядят так, будто едут на картошку. Но кто бы что ни говорил, они должны выглядеть соответственно статусу мероприятия, и на сцене на виду у зрителей с них не должны сваливаться штаны.
Время репортажной работы фотографа
Покупая любую вещь в магазине, мы платим не только за материал, из которого она сделана, но и за весь процесс её изготовления.
Как правило, организатор думает и говорит, что фотограф нужен на час или два. В реальности это не соответствует действительности.
Фотограф должен приехать на мероприятие, отработать, уехать с него, разобрать отснятый материал. Это и есть реальное время, затраченное на работу.
За что вы платите фотографу
И наконец, главный момент, над которым стоит серьезно задуматься при организации любого мероприятия. Приглашая фотографа или фотографов, вы всегда вкладываете деньги прежде всего в имидж своего мероприятия и самую эффективную рекламу. Деньги, потраченные на фуршет, уходят прямиком в туалет. Делайте выводы, что для вас важнее.
Нет фотографий — значит, не было и самого мероприятия. Плохие фотографии — такое же и событие. Хорошие фотографии всегда создают благоприятное впечатление о мероприятии, даже если в реальности оно было провальным, но благодаря грамотной работе фотографа об этом позоре не узнает никто!
***
Имея опыт работы в России и за рубежом с артистами самого высокого уровня и успешный опыт организации и проведения собственных массовых мероприятий, на ктоторых работали команды до пяти фотографов, могу с полной уверенностью говорить не только об организации репортажной съемки, но и о культуре в целом.
Мне повезло. Уровень моей работы уже многие годы дает мне возможность быть исключением из правил и работать с музыкантами мирового уровня в турах по всей России с пропуском «ВЕЗДЕ».
Редактор: Екатерина Сергиенко.
НА СЦЕНЕ и ЗА КУЛИСАМИ ★ ON STAGE AND BACKSTAGE
© Art Direction & Photographer Mikhail Vaneev / Waniewski