Прежде чем перейти к характеристике освоения вальдорфской педагогики в России, представляется полезным дать краткое описание того, в каком виде эта педагогическая традиция, к моменту ее прихода в Россию, сформировалась за рубежом. К концу 80-х годов вальдорфское движение было представлено примерно пятьюстами школами и тысячей детских садов, в основном в странах Западной Европы (в Германии — примерно 140 школ, Голландии — 90, Швейцарии — 35; в Дании, Норвегии, Финляндии, Швеции, Англии, Бельгии— по 15—20 школ в стране, и т.д.), а также в США (более 80 школ); по 5—10 школ существовало в таких странах, как Австралия, Новая Зеландия, Канада, Франция, Италия. Отдельные школы работали в Ирландии, Испании, Египте, ЮАР, Мексике, Бразилии, Японии, Индии, Перу.
Уже из этой внешней географии видно, что вальдорфские школы распространены весьма широко, в основном в странах с западноевропейской, христианской культурой; наиболее сильно движение представлено в Средней и Западной Европе, в том числе, разумеется, на родине этой педагогики — в Германии, где первая подобная школа была создана Рудольфом Штейнером, в 1919 году, при табачной фабрике «Вальдорф-Астория» (Штутгарт), откуда это педагогическое направление и получило свое имя. По вполне понятным историческим причинам вальдорфское движение получило свою наиболее развитую и научно-педагогически наиболее репрезентативную форму в Германии; именно поэтому в дальнейшем, говоря о классической модели вальдорфской школы; мы будем иметь в виду в первую очередь ее облик в Германии. [...]
1) Особая философско-педагогическая основа (новый образ человека). С самого начала вальдорфская педагогика строилась ее основателем на целостной, оригинальной (по сравнению с господствующими тогда взглядами) концептуальной основе, в центре которой стояли идеи РШтейнера о существе человека и его онтогенезе, о фазах телесного и душевного развития ребенка, а также на системе гносеологических, дидактических, методических и организационно-педагогических принципов, непосредственно касающихся преподавания ряда предметов, организации урока, деятельности учителя и т.п. Основные идеи новой школы Р.Штейнер развивал в своих многочисленных лекционных курсах (педагогические работы составляют около 20 томов в его Собрании сочинений) и в совместных конференциях с учителями вальдорфской школы (сохранились стенограммы около 60 конференций).
Дидактика, методика и организация вальдорфской школы. К основным идеям этого круга можно отнести:
а) Образное преподавание в начальной и, далее, преимущественно феноменологическое преподавание в средней школе.
б) Повышенное значение предметов эстетического (живопись, музыка, лепка) и ремесленно-прикладного (рукоделие, работа с деревом и т.п.) циклов в учебном плане вальдорфской школы; эстетический, художественный. принцип также и в преподавании обычных предметов (родной язык, география, история и т.п.). Основные максимы: обучение и воспитание через искусство; учитель-художник; образование цельного человека — это развитие не только головы, но и сердца и рук.
в) Особые принципы структурной организации обучения. При сохранении в Целом классно-урочной и фронтальной форм обучения вводится так называемое преподавание по эпохам (учебным циклам), связанное с введением так называемого главного урока (1,5-2 часа каждое утро, когда в течение 3-5 недель преподается один когнитивный предмет — родной язык, математика, биология, физика, история и т.д. При этом сам главный урок имеет особую структуру: так называемая ритмическая часть, собственно преподавание и, далее, рассказ учителя по принятой, по годам обучения, тематике).
г) Ряд организационно-дидактических принципов. (Обучение без балльных оценок, без второгодничества, без традиционных учебников, особая метода работ с учебными тетрадями и т.д.)
д) Особый тип деятельности учителя. Это в первую очередь касается фигуры классного учителя (классный руководитель, который ведет в своем классе на главных уроках преподавание всех основных когнитивных предметов — как правило, до 8-го класса включительно).
е) Особая система внутришкольного самоуправления. Как правило, на Западе, вальдорфские школы существуют в форме негосударственных школ (юридически — как общественные организации), со значительным элементом коллегиальности в решении педагогических и экономических вопросов.
Вышеназванные признаки классической модели вальдорфских школ сохраняются в вальдорфском движении в разных формах: в классических учебных программах К. ф. Хайдебрандт и К. Штокмайера (обе работы изданы на русском языке), в различной специальной литературе по отдельным предметам, разумеется в классических текстах Р. Штейнера (ряд также издан на русском), в различных обобщающих работах (см., например, книги Ф. Карлгрена и Э.М. Краниха), в особой системе подготовки вальдорфских учителей (как правило, двух-иди трехлетнее дневное, или вечернее послевузовское образование), в непосредственной передаче опыта «из рук в руки», от опытных учителей к начинающим, — за счет чего в данной традиции сохраняются и воспроизводятся многие неформализованные и недетализированные методы, смыслы, ценности.
Инновационное движение в российском школьном образовании. // Под ред. Э. А. Каспржака, Ан. Пинского. — М.: Парсифаль, 1997. — С. 256-259.
Источник: https://livrezon.com/publication/model-tradicionnoi-valdorfskoi-shkoly