Найти тему
Православная вера

«Проповедь перед Рождеством Христовым» От протоиерея Дмитрия Смирнова

Добрый день, дорогие мои читатели!

Предлагаем вам вспомнить воскресную проповедь протоиерея Дмитрия Смирнова о событии вселенского масштаба, которое коснулось не только нашей земной жизни, но и всего созданного Богом космоса.

Воронежская обл., село Бабяково, Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Воронежская обл., село Бабяково, Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Протоиерей Дмитрий Смирнов:

- Рождество – событие вселенского масштаба. Имеется в виду вселенная не только наша земная, но вообще это событие касается всего созданного Богом космоса. И поэтому событие Рождества нуждается в осмыслении. Для этого накануне Рождества в воскресный день и после Рождества в воскресный день, когда в церкви собирается всегда наибольшее количество христиан, предлагается евангельское чтение, которое говорит о Рождестве, чтобы мы имели возможность это лучше для себя осмыслить. Мы читали Евангелие от Матфея, всю первую главу. В первой части говорится о том, сколько родов было до Рождества Христова, начиная от Авраама.

О самом Рождестве евангелист Матфей повествует, что по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее (Мф. 1, 18-19). В чём его праведность заключалась? В том, что он, увидев, что Она носит во чреве, не устроил никакого скандала, не стал Её обижать, а думал: «Ну, раз случилось, я её тихонечко отпущу в дом к её родителям, и, если она чем-то и согрешила перед Богом и передо мной, то я её прощаю». Это он всё в мыслях совершал и принял такое решение.

Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1, 20-21) – потому что «Иисус» по-еврейски значит «Спаситель». А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1, 22-23).

Точный перевод «Еммануил» – «с нами Бог». Вот таким образом произошло воплощение – с этой самой минуты или секунды, когда Мария зачала от Духа Свята Своего Сына. Такое впервые в истории произошло, потому что свершилось сверхъестественным путём: Сам Господь Дух Святый сотворил в Её чреве Сына, поэтому это зачатие именуется непорочным. Это произошло, и Ангел, в чём видна забота Господня об Иосифе, был послан к Иосифу, чтобы тот ему объяснил, что бояться нечего, он должен продолжать свою функцию – хранить Мать и будущего Спасителя для всего человечества.

Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя Иисус (Мф. 1, 24-25). Вот так произошло сие событие. Евангелист Матфей довольно буднично это описывает, как будто это самое обычное дело. На самом деле это, конечно, случай во вселенной уникальный. Почему Господь избрал для пришествия на свет, в мир, для Своего вочеловечения такой уникальный способ? А дело в том, что Его Божество должно было сочетаться с нашим человечеством, и мы знаем из учения Церкви, что во Христе не было никакого греха.

Но все дети Адама уже рождаются грешными, потому что грех вошёл в Адама и Еву после того, как они с Евой согрешили, съев от древа познания добра и зла то, что Господь категорически им запретил, нарушили эту единственную, данную им ещё в Раю заповедь. И следствием этого явилось удаление Адама с Евой из Рая. И мы все как потомки Адама на земле нашей и страдаем, и мучаемся, это всё следствие его греха. Но Господь должен был явиться как Новый Адам и стать основоположником нового человечества. Это новое человечество есть Церковь Божия, и каждый человек через воды святого крещения может войти в Церковь и стать Её членом, живя так, как повелел Господь. Господь Иосифу повелел через Ангела, Иосиф всё до точности исполнил. И если мы будем исполнять всё, повеленное нам от Господа, к нам придёт то, что именуется спасением.

Сам Дух Святый, как некогда к Богородице, придёт и очистит нас от всякия скверны и наставит нас на путь разума, что и есть спасение. А если будем думать, как большинство думают по гордости, что собственными усилиями мы можем спастись, то это глупое заблуждение насчёт самих себя будет всю жизнь самой жизнью посрамляться, потому что если бы человек мог сам спастись, то Христу Спасителю незачем было и на землю приходить, а можно было бы просто дать некоторые заповеди, человек бы их исполнял, и по мере исполнения пришло бы спасение. Но это невозможно: ни одной заповеди без помощи благодати Святаго Духа человек исполнить не может. Для этого нужны усилия сверхчеловеческие, то есть усилия и самого человека, и Духа Святаго.

Вот спасение человечества с этого и началось. Господь, уходя, сказал: Я с вами есть во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20). Господь всегда со Своею Церковью. Несмотря на ненависть мира к Церкви, несмотря на непонимание и злобу по отношению к Иисусу Христу, изначально наблюдавшуюся в людях, и которая есть следствие греховности, прежде всего зависти. А ничем не мотивированная злоба всегда происходит от зависти.

Мы можем наблюдать и сами за собой: когда к какому-либо человеку у нас возникает какое-то спонтанное недоброжелательство, то, если мы поглубже посмотрим, мы увидим, что, оказывается, мы ему завидуем, и можем даже увидеть, в чём, если у кого есть желание понаблюдать за собой. Из-за зависти и сам сатана с неба спал. Из зависти и Адам согрешил, потому что они с Евой захотели стать, как боги, хотя Сам Господь мало чем умалил человека от Ангелов (см. Пс. 8, 6) и оказал высочайшую честь человеку, что во Христе соединил две природы – нераздельно, неразлучно, неслиянно и неизменно, как говорили святые отцы. Две природы – божественная и человеческая – сошлись воедино в Человеке Иисусе Христе, Который был Богочеловек. Таким образом и человечество спасается – через обожение от Божества по благодати, через Духа Святаго.

Данная проповедь протоиерея Дмитрия Смирнова была записана в 2016 г.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Благодарю вас всех за внимание, дорогие мои читатели.

Делитесь вашим мнением, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал

Всего вам доброго, до следующей статьи!