Hermés отстаивает свои права или просто завидует, что первыми не додумались сделать NFT-сумки?
Мировые бренды стали активно заходить в метавселенную, где пока царить абсолютный хаус и нет каких-то четких юридических норм. И вот мы наблюдаем первый конфликт, как вещи перемещаются в цифровой мир, и их не могут поделить. Hermès запретил диджитал-художнику Мэйсону Ротшильду далее создавать цифровые копии культовой сумки бренда и назвал их фейками. Как оказалось, они были сделаны без согласия модного дома. Кто бы мог еще год назад подумать, что нарисованная в интернете вещь это полноценный скам?
Как мне кажется, Hermès очень запоздал с обвинениями, и явно провалил направление диджитал. Еще в мае Ротшильд объединился с другим дизайнером и создал сумку-малышку Birkin в виде NFT с человеческим эмбрионом внутри. Она продавалась на аукционе и ушла более чем за 400 тысяч рублей. Но тогда у бренда не было вопросов к такому коллабу.
Вдохновившись успехом, в ноябре Мэйсон создал коллекцию MetaBirkins из 100 сумочек. Они все покрыты мехом, а палитра цветов много шире магазинного ассортимента Birkin. Принт некоторых аксессуаров создан по мотивам известных картин: “Большая волна” Хокусая или “Крик” Эдварда Мунка. Есть еще одно важное преимущество: за ними не нужно стоять в очереди по несколько лет и вообще доказывать свой статус, чтобы иметь право ее купить.
Мне кажется ключевым аргументов настрочить письмо художнику для бренда стал другой факт: художник заработал 1,1 миллиона долларов на продаже NFT-сумочек. Такая "корова" нужна самому, решили в Hermès.
«Эти NFT нарушают права интеллектуальной собственности и товарных знаков Hermès и являются примером поддельных продуктов Hermès в метавселенной», - заявил бренд.
Художник не считает, что нарушил авторские права, о чем рассказал в ответном заявлении.
"Мне как художнику очень жаль, если вы были оскорблены моим искусством, но я не буду извиняться за его создание. Как вы знаете, Первая поправка дает мне полное право создавать искусство, основанное на моих интерпретациях мира вокруг меня".
Мэйсон также упрекнул бренд в том, что он вместо того, чтобы помогать молодым художникам, ставит палки в колеса.
«Началась волна инноваций в моде, и ваша роль как модного центра - усиливать молодых креативщиков и художников, а не вытеснять их», - объясняет он. «Ваши действия могут помочь определить будущее искусства в Метавселенной».
Чувства бренда все же понять можно: в последние годы бренды потратили огромные суммы на защиту своей интеллектуальной собственности в физическом мире. Но. Как мне кажется, бренд поступил очень топорно. Мог бы договориться с художником и на контрактных условиях сделать коллаб или вообще взять его в штат, учитывая, что 2022-ый год - эпоха метавселенных. Тем более чего они добились? Это же интернет. Да, OpenSea удалила MetaBirkins со своей платформы, но теперь она продается на другой - Rarible.
И уже очевидно, что по мере роста популярности NFT, криптосообщество будет сталкиваться с чередой судебных исков от правообладателей.