Подводная лодка «Гагара» вступила в строй Черноморского Флота летом 1917 года. Хотя стратегическая и внутриполитическая ситуации тогда отчетливо препятствовали активным боевым действиям, подлодка успела совершить два боевых похода и даже добиться кое-каких успехов в борьбе с турецкими каботажными парусниками.
Потом была революция, плавно перешедшая в переворот, а затем — в гражданскую войну. Армия развалилась, фронт рухнул, Крым был занят немцами, подводные лодки, включая «Гагару», достались им как военный трофей. «Гагара» была зачислена в Кайзерлихмарине, стала US-4, но в море уже не выходила. Потом Антанта победила Германию, оккупанты ушли и подлодка на непродолжительное время стала украинской. Потом в Севастополе высадились интервенты — англичане, французы и греки.
Корабли флота номинально были переданы Добровольческой армии, но результат был ощутимо разным — часть кораблей действительно досталась белым, а часть — нет. Возможно дело было в том, что у белых в принципе было мало людей, а для подлодок на Черном море вдобавок не было сколько-нибудь осмысленного применения.
Так или иначе, перед уходом из Севастополя англичане 26 апреля 1919 года затопили в нескольких местах суммарно 13 субмарин, включая и «Гагару». Вероятно, им не хотелось оставлять лодки в месте с непредсказуемыми будущим и прошлым, а забирать их себе хотелось еще меньше — Royal Navy тогда имел достаточное количество собственных субмарин.
В 1980-х годах одну из групп затопленных лодок более-менее случайно нашла на дне советская плавучая лаборатория «Бентос-300» - экспериментальная подлодка, предназначенная для изучения придонной жизни на глубинах порядка 300 метров. Там лодки находятся и сейчас, их подъем не планируется, но дайверы посещают их с завидной регулярностью.
Надо заметить, что ПЛ «Барс» (к этому типу относилась и «Гагара», а всего таких лодок было построено 20 штук) были весьма нетипичными кораблями. Их корпус не был разделен на отсеки, внутри он представлял собой единое помещение без водонепроницаемых переборок. Это упрощало и удешевляло корабль, до некоторой степени упрощало управление им: при достаточной освещенности командир мог видеть своих подчиненных. Оборотной стороной медали была низкая живучесть — любая мало-мальски серьезная течь могла стать фатальной. Поэтому это решение не прижилось и после Первой мировой вышло из употребления. Нь именно оно дает сегодня возможность аквалангистам проникать внутрь затонувшей сто лет назад подлодки. При традиционной компоновке ПЛ это действие было бы слишком опасно, а то и вовсе невозможно.
Посмотреть, как выглядит «Гагара» снаружи сейчас можно здесь:
а изнутри — здесь:
Надо только чуть подкорректировать данную в видео информацию о ПЛ. На ней стояли нештатные (какие под руку подвернулись в военное время) дизеля, выдававшие всего по 250 л.с. Вместо 1320 л.с. Поэтому в надводном положении лодка могла развить всего 9 узлов.
Сергей Сысоев
Поздравить меня с Новым Годом можно переведя любую удобную вам сумму на карточку 5536 9138 2477 9298. Ваше пожертвование даст мне возможность чаще читать, больше думать и писать неглупые материалы. Спасибо!