Найти тему
Светлана Дьяконова

Как связаны песня А. Свиридовой и опера М. Мусоргского

Оглавление

Здравствуйте! Вы в школе "По волнам нашей памяти". Занятие сегодня проводит Павел Клоков. Мы с ним сейчас ведём переговоры - я его приглашаю стать преподавателем нашей школы))). А пока посмотрим результаты интересного исследования Павла.

Будет так всегда

Примерно в середине 90-х меня «зацепила», почти понравилась одна песня. Почти - потому, что явно слышал очень чёткие отголоски музыки, давно мне известной. Много позднее, когда уже ЗНАЛ, ЧТО это и откуда, решил поискать и песню по словам «Я иду к тебе навстречу…». Нашёл.

Название песни – «Будет так всегда» из сериала «Бедная Саша», её исполняла Алёна Свиридова. В качестве даты выхода(?) был указан 1997 г. «Авторов» музыки так и не стал искать. Но обработка мне понравилась.

В этом ролике песня звучит полностью. Но самой знакомой, узнаваемой и сильной частью песни был припев.

Для меня, как и для большинства имеющих кое-какое музыкальное образование, очевидно, что эта же тема звучит в «Сцене под Кромами» из 4-го акта оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» - сцены народного бунта.

Вот как тут говорить о чьём-то авторстве? Можно допустить, что назван автор музыки к сериалу, но при этом он обрабатывал разные мелодии и темы и не всегда сочинял их сам. Вряд ли там упоминался М. П. Мусоргский.

Но и Модест Петрович не скрывал, что для оперы обработал русскую народную песню «Заиграй моя волынка» (в некоторых вариантах текста следующая строка – «заходи, моя дубинка»). Женский хор ("Ах ты, силушка сильная") почти точно воспроизводит мелодию народной песни. Мужской хор – партию вторых (низких) голосов:

Расходилась, разгулялась сила удаль молодецкая…

И даже бродячие монахи, Варлаам и Мисаил пропевают ту же мелодию, только в другом темпе и ритме.

А вот и первоисточник – если так можно говорить об исполнении народной песни – её ведь тоже все исполняют по-своему, так что узнать порой трудно.

Заиграй моя волынка

При желании все эти мелодии можно наложить одну на другую и исполнять все вместе в разных темпах и ритмах. Это же происходит и в музыке. Это не неизменные музыкальные консервы. Кто-то обработал, оркестровал простенькую мелодию. Кто-то услышал, но запомнил не всю мелодию, а фрагмент, который вставил в своё исполнение. Кто-то, музицируя, репетируя, проигрывал десятки разных фрагментов мелодий и в конце концов не смог вспомнить, что откуда заимствовано. А кто-то и вовсе не мог правильно пропеть или сыграть песню – и получилась почти новая.

М. Мусоргский и А. Свиридова.
М. Мусоргский и А. Свиридова.

Так музыка и развивается. Ухо слушателя узнаёт знакомые фрагменты (а не отдельные нотки), и если эти музыкальные ходы, фрагменты сложены в непривычном сочетании, воспринимает их как новую мелодию. Очень редко неподготовленный слушатель может запомнить и понять ПРИНЦИПИАЛЬНО ИНУЮ МУЗЫКУ, из незнакомых ритмов и созвучий. Так было с негритянским джазом, так было с блюзом и роком.

Попробуйте без хорошей предварительной подготовки послушать полиритмию африканских барабанов, музыку японских театров «Кабуки» и «Но», тувинское горловое пение, атональную музыку Шёнберга, Пендерецкого, Шнитке, Губайдулиной, Эдуарда Артемьева, наконец!

Но только так музыка и развивается. Со стороны эстрады соединением, сочетанием разных жанров и стилей - этники, джаза, рока и ещё чего-то - успешно занимаются многие очень хорошие музыканты, например, Пелагея, недавно ушедший А. Градский.

Как сказал один очень неглупый человек, лишь в перенасыщенном растворе вырастают прекрасные кристаллы.

Будет так всегда!

Светлана: Раньше Павел Клоков вёл другой урок, приглашаю посетить его тем, кто прогулял))):