Анастасия Бондаренко
Если бы Григорий Остер писал вредные советы для родителей, то один из них звучал бы так: «Заставляйте ребенка — используйте шантаж, подкуп и угрозы.»
Каждый современный родитель знает: принуждение и диктатура — не лучший способ воспитывать детей. Особенно если мама и папа мечтают вырастить уверенного в себе и психически здорового человека. Но так ли хороша полная свобода в воспитании?
Поговорим, как обойтись без принудиловки и дрессировки в обучении детей и где та золотая середина между кнутом и пряником?
Мам, ты что меня заставляешь?
Ситуация: У меня есть подруга Маша. Мы живем в одном районе и обе работаем удаленно. Пижамный офис в метре от кровати обладает явным преимуществом: мы сами организуем свой график работы. В обед у нас по плану дышать свежим воздухом. Не через форточку, а на прогулке. На очередной самовыгул Маша пришла не одна — с дочкой Соней.
После недели болезни девочка наотрез отказалась идти в сад. И правда: я бы тоже предпочла противной запеканке маму и фиксиков. А подруга в отчаянии: у нее гора задач по работе, а на плече висит ребенок. Пока она делилась проблемой, расчувствовалась и на эмоциях выдала дочке: «Ничего не знаю. Завтра в сад. Я сказала.» Дальше словесный пинг-понг: нет, да, нет, да. И тут четырехлетка заявляет: «Мама, ты что меня заставляешь?» Шах и мат в 4 года. Браво!
Я задумалась: у меня пока нет детей, я не представляю, какого это — всецело принадлежать другому человеку. Но по логике современного общества девочка права: мир борется за равноправие и демократию во всем. Лейтмотив 21-го века — каждый человек имеет право на свободу, самовыражение и личное мнение, если это не причиняет вреда другим. А ребенок — маленький человек. Он тоже имеет права, должен расти самостоятельным. И, не считая маминых нервных клеток, вреда никому не причиняет.
С другой стороны, мама — капитан семейного корабля. Ей не то чтобы очень хочется включать режим репрессий, но без них дома воцариться хаос и разруха. Поэтому она вынуждена следить за порядком, заставлять убирать и нормировать просмотр мультиков.
Кроме этого, до 18 лет родители несут ответственность за ребенка. Если тот учинит погром в школе — отвечают родители. Заболеет — они же принимают решения о лечении. Не этот маленький самостоятельный человек. Поэтому маме и папе важно быть для ребенка не только другом, который всегда поддержит, но и авторитетом.
Чтобы разобраться в таких полярных точках зрения, обратимся к науке.
Прогрессивное воспитание — свободу детям!
О свободе как ключе к самостоятельности пишут авторы Уильям Стиксруд и Нед Джонсон в книге «Самостоятельные дети. Как ослабить контроль и научить ребенка управлять собственной жизнью».
Свою теорию авторы-практики подкрепляют исследованиями в области нейробиологии и возрастной психологии, тренингами с родителями, а также шестидесятилетним опытом работы с детьми.
В главе об уроках авторы аргументируют идею «Невозможно заставить ребенка делать что-то против воли» на примере кормления:
Идею поддерживают в популярных психологических статьях: чтобы вырастить самостоятельную личность, а не затюканного хлюпика, детям нужно давать свободу. А еще что послушный милый ребенок не всегда хорошо. Лучше — непослушный, но инициативный шалопай с пытливым умом и собственным мнением.
Современные педагоги и авторы этих статей аргументируют: ребенок сам стремится познавать мир. Малышу без принудиловки нравится все трогать, обонять и осязать, он сам начинает говорить и ходить. Им движет эволюция, а не родители. А принуждение и линейка по пальцам во время обучения чтению отбивают все желание к познанию. Киваю головой — звучит убедительно. Но как быть, например, с великими спортсменами или учеными? Первые бы не стали чемпионами без изнуряющих тренировок и нажима тренера, а вторые не совершили бы научных открытий без кропотливого обучения и зубрежки.
Говорит наука: без кнута не выловишь и рыбку из пруда
С мнением прогрессивных педагогов и психологов спорит Стивена Пинкер, Гарвардский профессор психологии и известный когнитивист. Он утверждает, что сами по себе дети не рвутся грызть гранит науки. Заслуги, которые авторы статей приписывают эволюции, ложные. Они не доказывают, что, если ребенку нравится разглядывать букашек и кормить уток на прогулке, он с таким же восторгом будет зубрить учебник по биологии.
Ученый объясняет это особенностями нашего мозга: да, он сформирован эволюцией и подталкивает человека самостоятельно учиться бегать, прыгать, говорить. Мол, давай, друг, иначе пропадешь в этом жестоком мире. Но для выживания человеку не нужна теорема Пифагора или знание столиц всех стран мира. Без этого, по мнению мозга, прожить можно. Конспекты, прописи и онлайн-обучение — не такая уж древняя штука. Наш мозг еще не эволюционировал до того, чтобы с радостью это поглощать.
Но и объяснения Пинкера не доказывают, что принудиловка работает. На улице не 30-е. Они утверждают: дать ребенку полный карт-бланш, отпустить расти как цветочка в поле — тоже не лучший вариант. Маленькому самостоятельному человеку нужна помощь родителей, чтобы нудная учеба стала увлечением.
Как замотивировать ребенка без принуждения?
Вернемся к моей подруге: отчаявшись, Маша пообещала дочке очередную куклу за неделю в детском саду. Соня снова оторвет барби голову: такой у нее способ познания. А у подруги — вычет из зарплаты за комфортные условия труда. Но такое поощрение — тоже принуждение. Только с призом вместо наказания. Почему принуждение с обещанием подарка не работает?
Сделка с поощрением не работает, потому что она не стимулирует увлеченности. Ребенок сделает обещанное, чтобы отвязались, в полсилы: запихнет вещи в шкаф вместо настоящей уборки или бездумно сделает домашку за 10 минут. Кажется, что подарок — это мотивация. Но если вы пообещаете ему новую игрушку за порядок в комнате или зазубренный параграф, он так и не поймет, почему чистота и знания важны для него. Сладость за выполнение уроки — ложная мотивация.
Как превратить принуждение в мотивацию?
Проявляем заботу, а не агрессию. Забота заключается в том, чтобы выяснить причину «не хочу»: почему дочка не хочет в детский сад? Возможно, у нее не заладилось общение с другими детьми. После чего помочь ребенку: почему ему сложно учить английский? Не может запомнить слова. Расклейте на предметы в доме стикеры с названиями, учите слова вместе в форме игры.
Всё делаем вместе. В процессе обучения важно, чтобы вы не делали всю работу за ребенка. Незаметно делайте ту часть задания, которая у малыша не получается, подталкивайте его к правильным рассуждениям. Ребенок не будет воспринимать обучение или домашнюю работу как принудиловку, если вы будете делать это с ним. Вместе не скучно.
Каждому делу — маленькое поощрение. Выше разобрались, почему шоколадка за домашку и новый гаджет за хорошие оценки в четверти — это тоже принуждение. Совсем маленькие же поощрения действуют как игра, семейная традиция. Милый ритуал сам по себе мотивирует и дарит ребенку приятные воспоминания. Например, заведите блокнот и за каждый решенный пример клейте ребенку наклейку.
Хвалим, но в меру. С похвалой такой же принцип, как и с поощрениями. Такая поддержка стараний — прекрасный способ мотивации. Главное – не переусердствуйте, чтобы у ребенка не выработается рефлекс «сделал — похвалили».
Сам сделал! Все хоть раз испытывали чувство, когда загорается лампочка в голове. Эйфория от успеха, достижения. «Получилось!» — сильнейший мотиватор, за который мозг сам выдает награду — порцию эндорфинов. Ради этого чувства он готов терпеть скуку и зубрежку. Помогайте ребенку чаще произносить «Эврика!»: незаметно подсказывайте правильный ответ при решении примера, подводите к правильному ответу, когда учите с малышом цвета или животных по карточкам.
Воспитываем внутреннюю мотивацию. Возьмем наши бальные танцы: ребенок очень хочет танцевать, но поначалу трудно, заниматься лень. Почитайте с ребенком биографии известных спортсменов, танцоров, которым успех и слава дались не легко. Он увидит: с ним все нормально. У всех так, даже у чемпионов мира. Этим способом пользуются грамотные тренеры. Они часто делятся с учениками своей историей успеха со всеми взлетами и падениями.
Строим планы на будущее. Помогите ребенку увидеть, как обучение и занятия помогут ему в будущем. Например, предложите порассуждать, куда сын или дочь хотели бы поехать, когда выучат английский. Расскажите, как важно уметь считать, чтобы в будущем создавать те красочные игры на планшете, в которые ребенок так любит играть.Но помните, что вы только мотивируете, а не навязываете свои цели и убеждения.
Что до моей подруги: договорились с дочкой на полдня в саду, затем онлайн-занятие по английскому с репетитором. Никаких принуждений и подарков. А вечером будут рисовать вместе иллюстрации к сказке, которую сочинила Соня. Все счастливы.