Всем привет!
Как проходят ваши праздники? Вы бодры, веселы, путешествуете или катаетесь с горок? Или лениво тюлените у телевизора?
Я - скорее второе, умственная активность стремится к нулю, но, наверное, это заметно по отсутствию регулярных публикаций на канале. Простите, но когда ты расслабился, очень трудно себя заставлять и мотивировать на активную деятельность.
Ладно, перейду к теме статьи.
Сюжет: городская девушка, образованная, с дипломом молодого специалиста и профессиональными амбициями, приезжает в провинцию.
Девушка одухотворенная, вся в мыслях о высоком. Мечтает сделать мир лучше.
Знакомится с местным озорником, который от скуки иногда вытворяет разные разности. Но вообще, он первый парень на деревне.
У этого первого парня есть невеста - местная красавица. Уж так она его любит, так любит, а ему чего-то не хватает. Чего - да кто ж его поймет.
И вот этот паренек встречается с нашей приезжей и образованной.
И - моментально прозревает. Он хочет перспективы, развития, духовного и умственного роста! И на этой почве влюбляется в приезжую умницу.
И растет-таки над самим собой, семимильными шагами прямо растет. И из простого работяги превращается в работягу, который тянется к прекрасному.
Как вы думаете, сюжет какого фильма я вам вкратце обрисовала?
Ответ - не фильма, а фильмов. Потому что их целых два. Вышедших практически параллельно друг другу и рассматривающих одну и ту же социальную проблему. Отношения между образованной и высокодуховной девушкой, и эдаким шалопаем, который под ее влиянием перевоспитывается и начинает мечтать о лучшей жизни.
Я говорю о фильмах "Весна на Заречной улице" 1956 года и "Дело было в Пенькове" 1957 года.
Параллели настолько очевидны, что видны невооруженным глазом.
В деревню Пеньково/маленький рабочий поселок приезжает городская Тоня/Таня.
Тоня/Таня - молодой дипломированный специалист, зоотехник/педагог, приехавший на работу в глубинку по окончании вуза по распределению.
В Пенькове/рабочем поселке проживает Матвей/Саша - простой работяга, у которого нет особого образования, а также тяги к чему-то новому. Живет, работает, развлекается как может. К науке категорически не тянется.
У Матвея/Сашки есть невеста - местная красавица Лариса/Зиночка, девушка бойкая и горячо влюбленная, мещаночка без высшего образования, но с большим желанием выйти замуж. Но нашему Матвею/Сашке чего-то в ней не хватает. Может, воздуха?
И с приездом Тони/Тани он понимает, чего. Мечты, надежды, веры в светлое будущее, духовного и личностного роста. Поэзии, музыки, технического прогресса, перспективы.Все это Матвей/Саша находит в Тоне/Тане.
В итоге Матвей/Саша начинает рьяно интересоваться знаниями, и все это - по собственному горячему желанию.
Даже финальная борьба со злом, с неграмотным и тянущим на дно злом, в обоих случаях присутствует. Только Сашке повезло больше - он всего лишь столкнул Юрку в пруд, и ему за это ничего не было. Матвей же за свою борьбу со злом пострадал сильнее - сперва это зло отсидело в погребе, а потом Матвей отсидел за это в тюрьме.
Есть и прочие параллели, к примеру, Тонины/Танины страдания на тему "уеду я отсюда, я здесь чужая" - обе девушки практически дословно произносят одну и ту же фразу, когда понимают, что их идеальный мир, в котором они все время существуют внутри себя, не коннектится с миром реалий. Так что не только наши Матвей/Сашка растут духовно, но и Тоня/Таня позволяют себе спуститься с небес в реальный мир.
Да что говорить, даже корыстная Алевтина/мать Зиночки, поставщица подпольного алкоголя/продавщица в пивном ларьке - и то присутствует в обеих сюжетах. И понятное дело, именно у нее организуются все молодежные тусовки в обоих случаях.
И даже несмотря на то, что Матвей женился-таки на Ларисе, и в этом не совпал с Сашкой, который на Зине не женился, нельзя сказать, что Матвей выбрал Ларису. Потому что физический выбор в нем не совпал с выбором духовным.
Весна же, которой заканчиваются обе картины, это как бы обещание, что впереди еще столько всего хорошего, ведь все только начинается.
А самое прекрасное во всем этом то, что несмотря на схожесть сюжетных ходов, оба фильма - прекрасны каждый по-своему, совершенно не похожи интонационно и эмоционально. И социально актуальны до нынешнего времени.
Спасибо всем :)