Единственными частями полуострова, которые еще не считались римские правители, были земли луканцев и бруттианцев и несколько греческих городов на юге, которые все еще сохраняли свою независимость. Главным из них был Тарентуили, город большого коммерческого значения. С середины четвертого века эти города были вовлечены в постоянные войны с луканцами и мессапийцами, и в ходе их борьбы Тарент взял на себя роль защитника эллинов в Италии. Но даже этот город смог противостоять врагам только благодаря помощи, полученной от Греции. В 338 г. царь Спарты Арчидам, а в 331 г. - царь Эпира и Александр Великий Александр Великий пали на службе у итальянских греков.
В 303 году Клеонимуол Спарта, более удачливому, чем его предшественникам, принудил Луканцев заключить мир, который, вероятно, включал римлян, в то время их союзников. Немного позже (около 300 г. до н. Э.) Агафокл, царь Сиракуз, помог тарентинцам против того же врага и включил в свое собственное королевство бруттианцев и греческие города на юго-западе. Но с его смертью в 289 году его царство, как и царство Дионисия I, распалось, и греки на западе остались без покровителя. Следовательно, когда луканцы возобновили свои атаки на Фурии, этот город, не сумев найти поддержки в Греции и не доверяя Таренту, обратился к Риму (282 г.).
Рим прислушался к призыву, вздохнул с облегчением и поставил Фурии гарнизоном. Но это действие привело к тому, что военные корабли Ремана вошли в Тарентский залив . В порыве ярости тарентинцы перешли в наступление и атаковали всеми силами римский флот, нанося по итогу весомый урон и заняли Фурию. Последовавшие за этим римские требования о возмещении ущерба были отклонены, их послы оскорблены, и это было поводом для начала полномасштабной войны между ними