Пятьдесят лет назад, а именно в 1972 году были успешно завершены все испытания нового трактора МТЗ – 80 «Беларус», который впоследствии станет легендой советского, а затем белорусского сельскохозяйственного машиностроения.
Еще жива и успешно работает техника первого поколения, серийный выпуск которой начался в 1974 году на «Минском тракторном заводе». Одновременно с заднеприводной моделью стартовало и производство модификации с полным приводом МТЗ – 82.
Трактор пришел на смену устаревшего МТЗ – 50 и стал многофункциональной машиной, способной работать не только в сельском хозяйстве, но и в строительстве, и в коммунальной сфере.
Об уникальной универсальности трактора говорит тот факт, что с ним могло агрегатироваться около 230 наименований дополнительного оборудования различного назначения.
Изначально на трактора устанавливали 4-х цилиндровый дизельный двигатель «Минского моторного завода» Д – 240. Этот силовой агрегат жидкостного охлаждения имеет объем 4,75 литра и мощность 80 лошадиных сил.
В зависимости от модификации запуск мотора осуществлялся электростартером или с помощью «пускача» - двухтактного бензинового двигателя.
На МТЗ – 80 производитель установил совершенно новую 9 – ступенчатую механическую КПП. Количество передних передач с пониженными – 18, задних – 4.
В качестве опции на трактор устанавливали ходоуменьшитель для производства сельскохозяйственных работ, требующих особо низких скоростей.
Габариты трактора и другие характеристики: длина 3 метра 81 см, ширина 1 метр 97 см, высота 2 метра 47 см, дорожный просвет 46,5 см, передняя регулируемая колея от 1 метра 20 см до 1 метра 80 см, задняя от 1 метра 35 см до 2 метров 10 см, эксплуатационная масса – 3 тонны 160 кг.
МТЗ – 80 оснастили задней трехточечной навесной системой и гидравликой раздельно - агрегатного типа с трехсекционным гидрораспределителем. Отличительной особенностью трактора стала возможность присоединения к нему фронтального погрузчика, КУНа.
На МТЗ – 80 установили более просторную кабину с улучшенной обзорностью. Механизатор получил удобное регулируемое кресло, гидроусилитель руля, шумоизоляцию и отопитель.
До сих пор белорусский «МТЗ – Холдинг» продолжает выпуск легендарного трактора. Сейчас он называется «Беларус – 80.1» и оснащается новым дизельным двигателем Д – 243S2 мощностью 81 лошадиная сила.
Стоимость такого трактора около 1,5 миллиона рублей. Старая модель «МТЗ – 80» продается на вторичном рынке по средней цене 300 – 400 тысяч рублей.
Ставьте Лайк, если статья оказалась для вас полезной, подписывайтесь на мой канал и читайте статьи: