Найти в Дзене
Specter.bmw

Автоподбор: развод или стоит своих денег?

Оглавление

Короткий дисклеймер: с момента покупки авто прошло полгода, ситуацию я отпустил, для себя на определенные вопросы ответил. Ниже - только рассуждения и наблюдения, которые, возможно, будут полезны кому-то из вас. Выводы, как говорит горячо уважаемая мной "Редакция" - вы делаете сами.

В момент поездок к тачкам я выглядел примерно как эта девушка :)))
В момент поездок к тачкам я выглядел примерно как эта девушка :)))

Да, заголовок кликбейтный и, признаюсь, я сделал его таким намеренно. Мой ответ (основанный на моем опыте) на этот вопрос будет в конце. А сейчас я попробую объяснить, почему он именно такой.

Началось все так: я очень хотел е46. Подробнее об этом расскажу в другом посте, а сейчас просто примите этот факт. И у меня был набор пожеланий (не требований) к машине, которые я сформулировал скорее исходя из эстетических и практических соображений, чем из-за понимания специфики данной модели.

BMW E46 должна была стать моей первой тачкой, так что с точки зрения понимания технической части и понимания автоподбора ~20-летних машин у меня были минимальны. Так что разбирающийся человек со стороны был мне однозначно нужен, а в ближайшем окружении таких людей не было.

Автоподборщика, с которым я выбирал Спектра, мне порекомендовали как человека, который нашел "достойную e39 хорошему знакомому" и который "в БМВ шарит". Окей, мне этого было достаточно.

Мы списались с человеком, я изложил ему мои пожелания, он озвучил примерный прайс за свои услуги (30-50К) по факту покупки и предупредил, что поиск может занять 3-4 месяца. Меня это устраивало, я никуда не торопился и готов был искать хороший вариант.

По первым разговорам мне казалось, что мы с человеком (имя называть не буду) поняли друг друга, и он знает, чего именно я хочу и почему. Хотя позже я не раз ловил себя на мысли, что АП выбирает машину, как если бы делал это для себя, а не для меня (просто поверьте, что у нас с АП ооооочень разные подходы к владению авто).

Мы ударили по рукам, виртуально, по телефону (без договора, об этом ниже). Поиски начались.

Забегая вперед, признаюсь, что мне надо было раньше обратить внимание на некоторые звоночки, которые потом сложились в пазл моего общего расстройства сотрудничеством и причиной написания этого поста. Такие звоночки я буду выделять жирным по ходу рассказа.

Схема нашего взаимодействия в основном выглядела так: я находил на Авито, Дроме или Авто.ру интересный экземпляр, и кидал ссылку на него автоподборщику. Автоподборщик (далее АП, просто для краткости) общими словами описывал свои впечатления об объявлении и обещал созвониться с продавцом и позадавать вопросы, если считал, что вариант - норм. В этот момент у меня возникает первый впорос:

Зачем нужен АП, который видит и смотрит ровно то, что вижу и могу посмотреть я?

Я тоже в состоянии настроить фильтры на агрегаторах и отслеживать уведомления. Специальный человек за плату мне для этого не нужен.

В защиту АП скажу, что он чаще меня обращал внимание на признаки того, что объявление разместил перекуп, или что тратить время на вариант не стоит. Примерно из 30+ объявлений в итоге мы присматривались где-то к 10.

Изредка со стороны АП прилетали варианты, значительно выше моего бюджета и довольно далеко от моих изначальных требований. Если я рассматривал 150-180 лс и АКПП в седане максимально близком к стоку (по характеристикам, не по комплектующим), то АП мог кинуть трехлитровый мотор на ручке, универсал или вообще корч, который продавец уже изрядно модифицировал под свой специфический вкус.

Если вариант устраивал нас обоих, мы ехали на осмотр. Опять же, мы ехали не в день, когда выскакивало объявление, а в выходные, без предварительной договоренности с продавцом о приезде. То есть сначала встречались мы с АП, вспоминали, какие объявы в последнее время нам понравились, и только в этот момент созванивались с продавцом, АП задавал какие-то вопросы, и если продавец готов встречаться, ехали к тачке.

Опять же, возникает вопрос:

Зачем нужен АП, который готов смотреть машины только в выходные, с моим присутствием? Точнее так, почему человек, которому я плачу, не может решить базовые организационные вопросы и провести первичный осмотр без меня, чтобы потом показывать мне только лучшие варианты?

Кататься по Москве и смотреть, что вообще продают я мог и сам. Для перемещений есть такси и общественный транспорт. АП пару раз говорил, что съездил куда-то без меня и посмотрел, но доказательств этому у меня нет.

В принципе я готов был ездить по объявлениям день-в-день, если вариант топовый, но к этому не был готов АП. Из-за этого мы упустили 2-3 весьма и весьма достойных варианта. Оставлю без комментариев.

Еще один (как мне кажется) хороший вариант, мы упустили только потому, что АП заподозрил в продавце перекупа. У него вообще был "пунктик" на этот счет. Много раз по ходу нашего общения он заявлял, что перекупы - дно, рассказывал страшилки про них и демонстрировал явные признаки острейшей "перекуп-аллергии" :)

В общих чертах я его точку зрения разделяю. С одним НО: если машина от перекупа в удовлетворительном состоянии (с учетом моего запроса) и продается за вменяемую для меня сумму (+ юридически все чисто, разумеется), мне все равно, кто ее продает.

Моим основным запросом к подборщику как раз и было а) оценить техническое состояние и б) юридическую чистоту документов, чего я не мог сделать самостоятельно в силу отсутствия опыта. И вот тут у меня снова вопрос:

Зачем нужен АП, если большую часть истории авто я могу узнать из VIN-отчетов (а-ля Автотека от Авито) и разговора с продавцом, а сам АП на месте добавляет минимум ценности?

Тут я могу быть неправ, потому что АП несколько раз при мне читал компьютер машины, слушал двигатель и коробку при езде и смотрел пороги/стаканы/и проч. важные элементы кузова. Я бы оценить их состояние мог бы разве что в бинарном варианте "это труп / вроде норм".

Тем не менее, уже после покупки Спектра у меня возникли многочисленные вопросы, почему о некоторых ошибках/проблемах АП меня не предупредил, если видел их при осмотре? Я знал, на что иду, покупая 18-летнюю машину, поэтому мог бы взвесить, насколько мне ок вкладывать дальше в то, что необходимо сделать, чтобы машина была в идеале. Просто опишите мне масштаб потенциальных вложений (повторю, мой АП специализировался на БМВ и был в курсе, сколько что стоит на них) и оставьте решение за мной. От профессионала мне нужны в первую очередь рекомендации. Финальное решение все равно за мной.

Ну и финальный вопрос:

За что я плачу автоподборщику?

Теперь по фактам: Поиск занял около 4 месяцев. За это время мы с АП посмотрели 5-6 вариантов в живую и еще около 5 АП прозванивал при мне. Объявление со Спекром увидел я. Автотеку покупал я. Подъемник при осмотре оплачивал я. Кучу болячек в машине (о которых АП не предупредил, хотя, по логике вещей должен был) выявлял я и ребята из 4 профессиональных сервисов.

А АП вял меня по верху - 50К.

Такси обошлось бы куда дешевле.

В общем, для себя я объясняю, я заплатил эти деньги за опыт. Не самый радостный, но точно полезный. Теперь я понимаю, каковы будут мои требования к АП, если я еще раз обращусь за подобными услугами. И первое требование точно будет:

ДОГОВОР!!!

О том, что было бы хорошо такой иметь, я задумался в процессе работы с АП, а теперь твердо убежден, что он нужен. Без него тот самый вопрос "А за что я плачу?" так и будет висеть в воздухе и отравлять.

И отвечая на вопрос из заголовка, мой ответ будет таким: хочешь сделать хорошо – сделай все сам. Ну а если это по каким-то причинам невозможно, то услуги автоподборщика – это благо. Нужно только грамотно сформулировать свой запрос и найти того, что профессионально его исполнит. Вот такая банальность :)

Винить никого не собираюсь. Мои ошибки - это мои ошибки. Если у вас после прочитанного остались вопросы, задавайте в комментах, постараюсь ответить.

Спектр в любом случае со мной и что с ним происходит вы можете следить здесь или в Инсте.

Stay tuned! Тем более что скоро начнется именно это ;)

Авто
5,66 млн интересуются