Найти в Дзене
Фонотека в кармане

Roger Waters - Amused to Death, 1992

Оглавление
Роджер Уотерс
Роджер Уотерс

На протяжении истории человек стремился к созданию больших вещей. Большие здания, большие картины, большие книги. Не осталась в стороне и музыка. Симфонии, оперы и т.д., конечно уже давно освоили формат эпического произведения объединённого концепцией, современная же музыка, рок-музыка в частности, начала делать первые шаги в этом направлении в 60-х годах, соединяя композиции в альбомах общими звуковыми эффектами, тематикой, мелодическими зацепками и т.д.

И с каждым годом становилось всё больше и больше подобных групп и исполнителей, а когда пришла эпоха прогрессивного и арт-рока, концептуализм стал чуть ли не обязательным условием.

Сегодня же речь пойдёт об одном из больших любителей концептуального творчества, о музыканте, авторе текстов, бывшем участнике и лидере группы Pink Floyd Роджере Уотерсе.

Творчество Уотерса не балует нас количественными показателями, хотя на сцене Роджер, как сольный исполнитель уже почти 40 лет, но в архиве у него всего 4 полноценных студийных альбома + одна опера. Правда к этим четырём можно прибавить ещё, вышедшие под маркой Pink Floyd The Final Cut (1983) и The Wall (1979) , да что там мелочиться, даже Animals (1977). Animals, на мой взгляд заслуживает отдельной истории, и я обязательно расскажу об этом альбоме.

Если честно, то вопрос о выборе альбома для главы не стоял остро, поскольку я всегда стараюсь выбрать любимый альбом (или один из любимых), то в случае Роджера моё мнение совпадает с мнением большинства, Amused to Death уверенно стоит на вершине.

Октябрь 1987 года, второй студийный альбом Уотерса недавно появился на прилавках магазинов, в его поддержку идёт турне, но уже тогда у Роджера возникает задумка следующего и к нему делаются первые наброски. Концепции тогда ещё не было, была только идея – продолжение альбома Radio K.A.O.S. (1987) В следующие два года сессии с переменным успехом продолжались, но вскоре новый альбом, как продолжение предыдущего был заброшен и Роджер совершает, так называемый побег из студии прямо в сердце Берлина, где проходит грандиозное шоу The Wall, приуроченное к падению берлинской стены. Но новый альбом продолжал теплиться в сознании Роджера, выжидая своего часа.

По поводу источников вдохновения к альбому я находил две версии, первая гласит, что Роджер был впечатлён фильмом Стэнли Кубрика 2001: Космическая Одиссея (1968), а название к альбому взял из книги Нэйла Постмэна
Amusing Ourselves to Death 1986 года. Вторая же придерживается только книги, которая подарила альбому, как название, так и концепцию. Фильм я смотрел, но книгу данную не читал, поэтому составить основанную на личном опыте версию не могу, следовательно буду придерживаться предположительной, которая соединяет в себе, как фильм, так и книгу. У тех, кто смотрел ленту Кубрика явно возникнет ассоциация с первой частью картины, когда они увидят обезьяну на обложке альбома и услышат обезьяньи крики на некоторых треках.

Идея оформлена, но как далеко ей до своего воплощения, к тому же она не существует, как некое статическое явление, на долгом пути реализации она меняется, обретает что-то новое, что-то теряет, в общем эволюционирует. Роджер несколько раз менял порядок песен, переписывал и изменял партии инструментов, менял звуковые эффекты. А в создании этого шедевра ему помогали многие знаменитые музыканты. В частности гитарист Джеф Бэк, контрбасист Джон Патитуччи, барабанщик Грэм Броуд,автор песен Патрик Леонард и др. Всего более 30 человек. Увы, не все они попали на альбом, бытует мнение, что первоначально композиция It's A Miracle была записана с участием бас-гитариста Red Hot Chili Peppers Фли, и была более динамичной, но на альбом попала версия с бас-гитарой Роджера Уотерса.

И вот, после полутора лет трудов, новый альбом Роджера Уотерса лёг на полки магазинов. Что же это за альбом?
Своей любовью к светлым сторонам жизни Роджер не отличался никогда, его альбомы всегда были мрачными, полными неприглядных сторон жизни. Война, разлад в человеческом обществе, коммерциализация, повальное зомбирование – эти темы всегда можно встретить в его творчестве начиная ещё с 70-х годов.

В Amused to Death Роджер исследует восприятие человеком окружающего мира по средствам СМИ, в частности телевидения, которым война в мире подаётся, как реалити-шоу, а люди сидят у голубых экранов в тепле и уюте и смотрят, как гибнут им подобные, но при этом не осознают, чем является происходящее.

Сквозным персонажем этого повествования является горилла, переключающая телевизионные каналы. Со слов Уотерса горилла это метафора человечества. В переиздании на обложке появляется маленький мальчик, сидящий перед огромным телеэкраном. Если рассматривать мальчика как метафору, то можно представить что это юное поколение, которое, изучая историю прошедших лет, удивляется тому сколько зла, насилия и боли несло человечество само себе. Но это теоретизирование. Каждый может решить сам.

У Уотерса снова получилось придать своим многословным и зачастую монологическим текстам достойное музыкальное сопровождение, при этом не совершив перегибов ни в том, ни в другом. Здесь есть и хард-рок и хоровые напевы (много напевов, всё же Роджер больше декламирует), и симфонизм и элементы эмбиента, создающие невероятно приятную музыкальную картину. На фоне этого Роджер, своим, пусть далеко не певческим голосом, рассказывает нам о тёмной стороне современного мира.

Не малую роль и играют шумовые эффекты, послушайте например Too Much Rope к песне даже не требуется никакой видеоряд, все передано с помощью звука – треск дерева, звон колокольчиков и т.д.

Роджер Уотерс:

Если вы будете слушать Amused To Death очень внимательно через колонки (в наушниках это не сработает, должны быть колонки), если сядете посередине и погрузитесь в звук, то услышите всякие необычные штуки. Например, что-то «возникнет» справа — и вы изумитесь: «Вау! Как это сделали?»… Если вы из тех, кого по-настоящему волнуют такие аудио-эксперименты, то должны однажды это послушать. Но вам надо приобрести по-настоящему хороший усилитель и очень хорошие колонки. После чего сесть прямо посередине, закрыть глаза и послушать хотя бы раз от начала до конца.


После первого прослушивания альбом явно покажется слишком длинным (72 минуты), слишком объёмным по текстам, но при этом у вас не будет желания навсегда забросить его на полку. Он поселяется в вашем сердце. Что-то подобное было и со мной, альбом далеко не сразу предстал передо мной одним из лучших творений концептуального рока, но всё же отдельные моменты не позволили забыть о нём окончательно, так я постепенно возвращался к нему, когда раз в месяц, когда раз в год, но возвращался и каждый раз всё больше и больше погружался в его великолепие.

Интересен тот факт, что моё мнение разделили многие тысячи любителей музыки, поскольку по результатам продаж Amused to Death стал лучшим сольным альбомом Роджера Уотерса, а если люди покупают альбом, значит они нашли в нём что-то для себя или же о себе. И действительно, Роджер никогда не касался каких-то сильно отвлечённых от реального положения вещей тем, но на альбоме 1992 года он видимо максимально прочувствовал ситуацию, повествование о которой сложилось не только во взгляд со стороны самого автора, но и во взгляд многих тех, кто слышит, но не может сказать.

Уже в начале альбома, в двучастной композиции Perfect Sense мы слышим, как комментатор NBA Марк Альберт сопровождает своими пояснениями атаку подводной лодки на нефтяную вышку, а на заднем фоне всего этого раздаются аплодисменты и восторженный смех. Ирония, сарказм, цинизм замешанные на горькой пилюле современности.

Чем же стал
Amused to Death для Роджера и для музыки в целом. Уотерс позиционирует его, как завершающую часть трилогии, которая началась на Dark Side of the Moon (1973) и продолжилась на The Wall. Именно эта идея трилогии привела к тому, что Роджер провёл в начале 21-го века турне In the Flesh, хотя обещал не гастролировать, пока его последний альбом не получит мультиплатинового статуса.

Джефф Бэк и Роджер Уотерс
Джефф Бэк и Роджер Уотерс

Среди фанатов же бытует мнение, что факт трилогии имеет право на жизнь, но трилогия сложена из The Wall, The Final Cut и Amused to Death. Я никогда не рассматривал творчество Роджера, как имеющее какую-то сквозную красную нить, если уж эта нить и есть, то факт её наличия вряд ли что-то добавит к моему восприятию работ автора.

В музыке же в целом альбом откровением не стал, в 1992 году были совершенно другие герои, возможно, выйди альбом в 70-х его восприятие было бы другим, хотя по всей вероятности 70-е просто не могли породить подобный альбом. Но Роджер никогда в герои не метил, хотя наверняка очень хотел, не зря же про мультиплатиновый статус зарёкся. Альбом своего слушателя всё же нашёл и продолжает находить.

Мик Бокс (гитарист Uriah Heep):

Я провёл множество дней и ночей, постигая глубину этого диска, но не сидел, взявшись за голову и вникая в суть, а просто слушал. При этом я не могу слушать его с середины или какими-то отдельными треками, только целиком.

В этом я с Миком согласен, мне кажется, что это отличительная черта работ Уотерса, их нужно слушать непосредственно целиком, даже не смотря на то, что это иногда занимает большое количество времени, о потери которого вы вряд ли пожалеете.

Жаль что в поддержку альбома так и не состоялось турне. Только через 7 лет в турне In the Flesh песни из альбома получили концертное воплощение

-6

Мешанина, большая мешанина образов и толпа людей взирающих в телеэкраны, пустые телеэкраны и пустые глаза в них смотрящего. Этот биологический вид доразвлекался до смерти.

Другие материалы о Роджере Уотерсе на канале:

Roger Waters. The Wall (2014)

Подписывайтесь на канал, будет интересно.