Найти в Дзене
Журнал ПРИГОРОД

Вода под угрозой

Оглавление

Госдума перед каникулами приняла в первом чтении поправки в Земельный кодекс, разрешающий приватизацию участков в водоохранных зонах. Кто бы сомневался...

Запрет на перевод участков в так называемом «втором поясе» был введен в 2007 году – ради санитарной защиты водоемов, прежде всего – как источников питьевой воды.

Такие зоны устанавливаются властями региона, на водоемах федерального значения – правительством РФ. В «первом поясе» (100 метров от воды) действует более строгий режим охраны, во втором хозяйственная деятельность ограничена.

Но приватизация участков здесь запрещена. Границы «второго пояса» определяются индивидуально, обычно – от 500 до 1000 метров от уреза воды.

Обоснования для снятия ограничений сформулированы своеобразно. Сначала авторы законопроекта пишут, что, мол, ничего, страшного не случится, даже наоборот: собственника-нарушителя легче привлечь к ответственности, чем арендатора. (Это неправда: штрафовать будут «причинителя вреда», независимо от статуса).

А затем инициаторы поправок с видимым удовольствием и знанием дела переходят к экономической стороне вопроса. Снятие запрета только в Московской области будет приносить в бюджет региона 4,5 млрд рублей ежегодно. (По остальным регионам цифры почему-то не приводят).

К тому же – удастся, наконец, оформить землю под 33 многоквартирными домами и 5255 домами ИЖС. (Цифры, опять же, только по Подмосковью). О том, кто, с какого перепугу и за какие деньги выдавал разрешения на строительство там, где строить заведомо нельзя, ни в законопроекте, ни в пояснительной записке, конечно, ничего не сказано.

По данным Росреестра, всего в Российской Федерации во «втором поясе» находится около 1,5 млн участков. На самом деле намного больше: далеко не везде санитарные зоны установлены и внесены в кадастр.

Надо полагать, вернувшись с каникул, депутаты бодро примут законопроект и в последующих чтениях.

В целом усилия депутатов и чиновников по «освоению природы» выглядят весьма последовательными и согласованными.

В 2017 году вступил в силу закон о «лесной амнистии», в случае споров о статусе земель отдающий предпочтение сведениям ЕГРН, а не данным лесных планшетов. При этом, например, в Ленобласти работа комиссии по «лесным спорам» абсолютно непрозрачна: повестка заседаний не публикуется, решения тоже.

С 1 марта 2022 года вступают в силу поправки в Лесной кодекс, разрешающие строить в лесах гостиницы и апартаменты; в декабре 2021-го правительство подготовило проекты постановлений. (См. «Леса готовят к застройке»).

В конце 2020-го приняты изменения в закон об ООПТ: на территории населенных пунктов, оказавшихся в составе охраняемых зон, разрешено и строительство, и оборот участков. В апреле 2021-го в парламент направили еще один законопроект, наделяющий региональные власти правом менять границы ООПТ по своему усмотрению; правда, после скандала в СМИ, в ноябре его отозвали...

Нормальному человеку и так в голову не придет строить дом (или заводить бизнес) посреди леса или на берегу речки. Этим, как правило, занимаются люди, облеченные властью или привыкшие «решать вопросы». Теперь им понадобилась легализация.

Дмитрий Синочкин

Вернуться на страницу журнала "Пригород"