Найти в Дзене

Все пути ведут к "Дюне": почему любителям фантастики не пройти мимо этого романа Фрэнка Герберта

Недавно грянувшая экранизация подхлестнула интерес к фантастическому роману, опубликованному более полувека назад. "Дюна", вышедшая в свет в 1965 году, стала самым известным детищем американского писателя-фантаста Фрэнка Герберта и настоящим событием в литературе этого жанра. Влияние "Дюны" на авторов, пишущих фантастику и фэнтези, до сих пор ощущается, источники многих популярных идей и мотивов коренятся именно здесь.

Главный герой романа, юноша Пол Атрейдес, получил прекрасное воспитание: непревзойденный воин, тонкий психолог, он в полной мере владеет как возможностями тела, так и возможностями своего разума, умеет воздействовать на людей и, к тому же, обладает даром предвидения. Роду Атрейдесов дают во владение планету-пустыню Арракис, где добывается драгоценная специя, необходимая для того, чтобы пилотировать космические корабли. Мир "Дюны" причудливо сочетает феодальное устройство общества с высокими технологиями. Роботов и сложных вычислительных машин здесь нет - некоторое время назад люди отказались от них, предпочтя взамен этого развивать возможности человеческого разума. Но никакие технологии не в силах совладать с пустынями Арракиса, пустыня покоряется только аборигенам - фрименам. И на всем этом лежит причудливый ворох верований (с восточным колоритом, который пришел вместе с пустыней и её кочевниками) и предсказаний, кто-то верит в них, а кто-то видит в этом лишь плоды давних политических интриг.

Высокие технологии и средневековое устройство общества, орден избранных, которые владеют сверхспособностями, и, наконец, явление Избранного-спасителя (Избранного героя, конечно, придумал не Герберт, корни уходят в религию и мифологию, но Герберт напомнил о таком персонаже) - все это перешло из "Дюны" в "Звездные войны". Только вот Лукас смягчил фатализм Герберта и добавил человечности и, так сказать, "мысли семейной", что и сделало его произведение широко популярным.

Заметно влияние "Дюны" и на цикл "Колесо времени" Джордана (который тоже с недавних пор в центре внимания благодаря экранизации). Закрытое женское общество Бинэ Гессерит у Джордана преобразилось в женский магический орден Айз Седай, а оба главных героя - Пол и Ранд - владеют силами, которыми до них могли владеть лишь женщины. И силы эти вполне могут привести к трагедии.

Идея генетического выведения сверхчеловека с нужным набором способностей, которая лежит в основе интриг Бинэ Гессерит, просочилась и в сагу о Ведьмаке и Ведьмачке Сапковского. Получившаяся в результате Цири, конечно, не натворила таких дел во Вселенной, как Пол Атрейдес, но это, как по мне, заслуга исключительно Геральта.

Политические интриги и вражда Домов роднят "Дюну" с "Песнью льда и пламени". Прямого влияния, может, и нет, но есть некое сходство во взглядах на мир.

Это только то, что я смогла увидеть на основе своего читательского опыта. Влияние "Дюны" на твердую НФ наверняка намного шире и глубже. Если говорить о собственных впечатлениях от романа, то они довольно смешанные. "Дюна", как и положено научной фантастике, в большей мере дает пищу уму, а не сердцу. Да, мысль о том, что герой, сверхчеловек несет скорее войну и хаос, чем мир и избавление, - важна и актуальна во все времена. Но в полной мере сочувствовать кому-то из персонажей у меня не получилось. Слишком уж далеки они от нужд и чайний простого человека, все их беседы такие возвышенные и рафинированные, мне трудно представить себе реальных людей, которые изъяснялись бы так в бытовом разговоре. Собственно, поэтому я и не очень люблю научную фантастику - в ней больше идей, чем людей. Хотя есть, например, "Рассказы о пилоте Пирксе" Лема, в которых прекрасно сочетаются одно с другим.

На вкус и цвет товарища нет, но прочесть "Дюну" любителям жанра все же стоит, слишком велико влияние этого романа на фантастическую литературу и - шире - культуру.