Как пристанционный посёлок Когалым был основан высадившимися с вертолёта первостроителями в 1975 году, но городом в 1985 году не стал, а прирос по соседству - ныне он состоит из двух частей: Поселковой у вокзала и Городской. Среди югорских нефтеградов Когалым оказался самым молодым, и потому, наверное - самым удачным. Строили его совместно Эстония и Азербайджан в ту недолгу эпоху накануне распада СССР, когда советское градостроительство достигло совершенства.
Городская часть из 9 с половиной микрорайонов (крупнейший номер при этом 13-й) по площади даже меньше поселковой, по сути дела три улицы с севера на юг и пять, но более коротких - с запада на восток. Проспект Нефтяников упирается в ЛУКойловскую стеллу, от которой расходится по трём сторонам - на север Сургутское шоссе (направление скорее на Ноябрьск - на главную трассу из Когалыма дорога выводит неслабой петлёй), на юг улица Дружбы Народов, слагающая "самый центр" Когалыма и переходящая во вторую дорогу к посёлкам. Ну а прямо в створе проспекта между улиц Градостроителей и Прибалтийской начинается Рябиновый бульвар:
Действительно рябиновый:
Хотя и изрядно сосновый:
Скорее даже сквер размером примерно 700 на 120 метров, в городе-офисе играющий роль релакс-зоны:
Странный подиум-кольцо как крупнейшая в мире курилка:
Главная аллея бульвара живописно идёт волнами, а в скверах по бокам - то спортивные, то детские площадки. Слева 3-й и 2-й микрорайоны, справа (и на паре кадров выше) - соответственно 7-й да лесок, так и не ставший 6-м или 8-м. В конце бульвара - огромный офис "ЛУКойл - Западная Сибирь", крупнейшего предприятия одной из двух крупнейших нефтяных компаний России.
Собственно, ЛУКойл возник в 1991 году слиянием "Лангепас-", "Урай-" и "Когалымнефтегаз"ов, сначала в организацию с вполне советским зубодробительным название "ЛангепасУрайКогалымнефтегаз", после приватизации принявшим куда более товарный вид. Роскошный блестящий офис ЛУКойла в центре Москвы я хорошо помню ещё в очень глухих 1990-х, из окна красный "Жигулей" моего деда, старого инженера-буровика. Тогда ЛУКойл конкурировал с небезызвестным ЮКОСом (его аббревиатура значила "Юганскнефтегаз-Куйбышеворгсинтез", а столицей был мрачноватый Нефтеюганск), а после его разгрома и поглощения "Роснефтью" остался крупнейшей в России частной нефтяной компанией.
В окрестностях Когалыма находится несколько не гигантских, но довольно крупных месторождений (Тевлинско-Русскинское, Повховское, Ватъёганское и другие), однако в совокупности именно они слагают крупнейший из "островов" мелко рассеянной по стране империи ЛУКойла. Но дело ещё м в том, что у компании и города один "отец" - бакинец Вагит Алекперов, назначенный сюда в 1984 году.
Когалым тогда представлял собой россыпь балков и палаток, где жили успевшие подрастерять комсомольского энтузиазма строители, и Алекперов спал в одних балках и ел в одних столовых со своими подчинёнными, вместе с ними мёрз и кормил комаров, и может быть именно поэтому теперь о благоустроенности ЛУКойловских вотчин слагают легенды.
На середине бульвара к 10-летию ЛУКойла в 2001 году был поставлен весьма впечатляющий памятник, который в разных местах называют то "Каплей жизни", то "Каплей нефти", в чём есть своя аллергория: нефть как кровь людской цивилизации.
Стандартный триптих геолог-промышленник-коренной житель тогда ещё не сформировался, но явно уже витал в воздухе. Хант на этом памятнике больше похож на ненца, однако дело в том, что окрестные ханты - действительно не столько охотники и рыбаки, сколько оленеводы.
До офиса я так и не дошёл, свернув с бульвара на перпендикулярную улицу Мира, где обнаружился ещё один памятник "Время Когалыма" (2014):
Самая впечатляющая часть которого - описание:
Улица среди берёзовых аллей - очень характерный пейзаж именно в городах Ханты-Мансийского округа. Я направился вглубь когалымских микрорайонов:
Городская часть начала строиться в 1984 году, и в общем Когалым имел все шансы встретить 1991 год барачным посёлком, который превратился бы в постсоветское время в заповедник туркостроя вроде центров Ханты-Мансийска или Салехарда. Но стараниями всё того же Алекперова личинке удалось повзрослеть, минуя кокон - капитальная застройка города началась сразу, из балков и палаток в панельные дома лучших серий, с чистого листа.
Отсутствие барачника, с которым так мучительно борются другие нефтеграды - один из главных предметов гордости Когалыма. Точно не знаю, что здесь построено эстонцами, а что азербайджанцами, но одна из когалымских "фишек" - такие вот номера домов:
А дворы здесь выглядят лучше, чем улицы. И хотя асфальт местами пошоркан, везде безукоризненная чистота:
Иные виды вполне достойны того же Таллина:
Если, конечно, не считать напиханных друг на друга машин. На нефтегазовых северах больше, чем в среднем по стране, не только дорогих внедорожников, но и советского старья:
Но при этом во всём этом благообразии я постоянно ощущал какой-то подвох. Когалым не случайно производит впечатление гигантского офиса - слышал, что у ЛУКойла и корпоративная политика из всех нефтяных компаний самая жёсткая, его города не для случайных людей. На остановках рано утром стояли огромные толпы угрюмых рабочих в ожидании вахтовых автобусов до месторождений.
В одном из подъездов обнаружился магазин народных промыслов - это уже для командировочных:
Но даже чопорный до безжизненности Когалым не миновала мода на памятники - хотя в сравнении с другими нефтеградам их мало, и поставлены они как-то "чтоб было" - словно прослышал офисный начальник об этом тренде, да решил не выбиваться из него. Даже внешне они похожи на статуэтки, подарки невесть от кого, тускло блестящие в кабинетах иных директоров старой закалки. На перекрёстке Мира и Молодёжной (следующая от бульвара параллельная ему улица) сидит "Нефтяник", как бы спрашивающий взглядом "Ну чё, бездельники?":
Дальше вдоль улицы Мира раскинулась огромная пустая площадь, такой актовый зал городоофиса, и её украшает "Мальчик с собакой". "Семья" же обнимается у роддома на Ленинградской улице, уходящей от дальнего конца бульвара между 3-м и 4-м микрорайонами:
4-й микрорайон в Когалыме последний - за ним лишь промзона на краю болот. У оконечности города в конце Ленинградской - парк с различной техникой, причём поезд под паровозом с муляжом перрона до самого недавнего времени стоял на той же самой площади, где и "Мальчик с собакой" - уж не знаю, за что его перевели на окраину, но слышал, что такие паровозики - фирменный знак ЛУКойла, по крайней мере подобное есть ещё и в Лангепасе.
А вот "Когалымавиа", которой не повезло влипнуть в крупнейшую в истории России авиакатастрофу, обитает не в Когалыме - возникнув в начале 1990-х, она обслуживала рейсы из югорских городов в Москву, где и числилась с самого начала. В парке помимо гражданского самолёта стоит и военный с очень странной компановкой кабины - если ничего не путаю, это учебная двухместная модификация истребителя МиГ-25.
Вообще же тут целый музей всякой техники, пока что довольно пустой, но возможно построенный "на вырост". Мне больше всего запомнился путепрокладчик БАТ-2 из тех странных машин, которые называют "инженерные танки". Отдельный вопрос - как он сюда попал: такие машины выпускались с 1988 года в Харькове, и вроде бы работали только на Украине.
Замыкает парк небольшой мемориал Великой Отечественной и Афганской войн со столь характерной для мемориалов в соседнем ЯНАО аллеей орденов. Всё это, как нетрудно догадаться - подарок городу от ЛУКойла, сделанный в 2015 году.
Когалым очень компактен и прост - от Рябинового бульвара на юг его пересекают всего три улицы: Ленинградская, Мира и уже упоминавшаяся Дружбы Народов, ограничивающая город со стороны Ингу-Янгуна. Её пройти целиком я так и не сподобился, поэтому весьма внушительный Дворец спорта (1995) сфотографировал издалека - мимо него, но с другой стороны, я въезжал на Рябиновый бульвар по проспекту Нефтяников:
Южнее полукруглая главная площадь с ЗАГСом и администрацией - её я снял лишь через мутное стекло маршрутки на Сургут. Где-то здесь, кстати, она делает остановку, собирая тех пассажиров, кому лень ехать в Поселковую часть, где ЖД-вокзал выполняет и роль автовокзала.
А своим ходом я вышел на эту улицу по Молодёжной, упершись в стелу "Жемчужина Западной Сибири". Народное её провзище - "Яйцо Кокоткина" по тогдашнему мэру, говорят - весьма плохому, хотя по внешнему виду города об этом ни за что не скажешь. Самым же известным градоначальником здесь был, безусловно, Сергей Собянин... но давно и недолго - в 1991-1993 годах, видимо достраивая алекперовские микрорайоны. Родом же он и вовсе из окрестностей Берёзова.
Москва в Когалым пришла, впрочем, раньше, чем Когалым в Москву - за "Жемчужиной Сибири" между одним из ЛУКойловских офисов и гостиницей Молодёжную продолжает тихая Югорская улица, на лужайке в начале которой стоит бронзовая стопка книг с громким названием "Летопись России" - ещё один подарок на 10-летие ЛУКойла, авторства Зураба Церетели.
Неподалёку - речка, а на самом деле всего лишь старица Ингу-Ягуна: