Идешь в магазин за хлебом, а выходишь с полными сумками. В следующий раз поступаешь умнее: идешь со списком. Но как не взять майонез и шоколадку по акции?.. Не успел оглянуться, а уже готов выгружать на кассе кучу того, что брать и не планировал. Финтолк объясняет, что заставляет нас покупать в магазинах ненужное.
Предупрежден — значит вооружен!
Понятно, что многие уловки магазинов мы уже выучили. Привлекательный запах выпечки и кофе активирует слюнные железы и заставляет нас купить вот эти невероятные булочки. Маленькие вкусняшки, шоколадки и жвачки на кассе (часто на высоте уровня ребенка, чтобы он мог дотянуться и положить в корзину вожделенный батончик). Яркие надписи «скидка», «выгодно», «дешево», «2 по цене 3».
Мы давно уже знаем, что настоящей катастрофой для кошелька может обернуться поход в супермаркет на голодный желудок, и поэтому стараемся покупать строго по списку и ходить в магазин сытыми. Знаем, что даже пол в магазинах зачастую уложен мелкой плиткой, для того чтобы тележка громче катилась и создавалось ощущение, что быстро идем (хотя это не так), тем самым заставляя замедлять шаг и разглядывать товар.
В общем, маркетинг постоянно развивается, и надо быть по-настоящему подкованным, чтобы не вестись на уловки маркетологов.
Расположение отделов
Обратите внимание: витрины с овощами, фруктами и зеленью в супермаркетах стоят обычно в самом начале. Как вы думаете, это просто так? Конечно, нет. Вы заходите в магазин, перед вами сразу бананы/яблоки/морковь, вы покупаете фрукты или овощи, но, когда проходите дальше и видите уже более вредную еду, например, чипсы (как правило, ближе к кассе), разрешаете себе положить в корзину вредненького, как бы в награду. Ведь вы уже взяли зеленые яблоки, можно теперь и побаловать себя.
Вывод: чем больше купил зелени на входе, тем больше купил пива и чипсов/шоколадок на выходе. Расположение отделов играет колоссальную роль. Заметьте, что отдел с молочными продуктами надо еще поискать. Для чего это сделано? Чтобы если ты пришел только за условным кефиром, то прошел бы максимально большое количество стеллажей, где велика вероятность за что-то зацепиться глазом и положить в корзину. Поэтому полки с молочкой в супермаркетах никогда не стоят рядом со входом.
Красный — значит скидки?
Уже на уровне подсознания красный цвет ассоциируется со скидками и снижением цены. Подходя к прилавку, мы автоматически обращаем внимание на красные или желтые ценники, понимая, что это акционный или более дешевый товар. Но стоит быть максимально внимательным: цветные ценники не всегда означают выгодную покупку, скидка может быть либо незначительной, либо ее может вообще не быть. Но при этом мы уже расположены купить этот товар, как будто именно его не хватает для полного счастья. Только потом на кассе или дома, проверяя чек, понимаем, что это все была фикция.
Цвет и музыка
Заметили, как под праздники меняется музыкальное сопровождение в магазинах? Даже в недорогих супермаркетах играет ненавязчивая новогодняя музыка, благодаря которой вы тоже начинаете напевать «Last Christmas» и настраиваетесь на праздничный лад. А значит, кладете в корзинку больше, чем планировали. Короче, под «Джингл беллз» вероятность набрать шоколадок в подарки гораздо выше.
Спокойная, приятная музыка (прислушайтесь, когда в следующий раз пойдете в магазин) заставляет нас ходить среди прилавков более медленно, подолгу останавливаться и разглядывать товар. А значит, вероятность покупки только возрастает. Что касается цвета, то, как правило, магазины используют теплые, мягкие цвета, которые завлекают, дают ощущение надежности и заставляют покупать.
Сайт Финтолк - финансовые лайфхаки, ответы на сложные вопросы, эксперименты