Те, кто прибывает поездом в Рим не на главный вокзал Термини, а на третий по значимости – Остиенсе, может наткнуться на здание, переносящее в другую цивилизацию, которое никак не ожидаешь увидеть в Вечном городе. Это остроконечная, белоснежная, блестящая на солнце пирамида. И не в песках Египта, а в 20-ти минутах ходьбы от Колизея. Разберемся, откуда она взялась и какие тайны скрывает.
Пирамида высотой 36 метров с квадратным основанием около 30 метров с каждой стороны была возведена между 18 и 12 годами до н. э., чтобы стать мавзолеем Гая Цестия, претора и трибуна плебса, авторитетного члена жреческой коллегии Эпулонов, которым было поручено устраивать ежегодные священные банкеты в честь важнейших божеств.
Незадолго до этого Египет был завоеван и стал одной из римских провинций, поэтому мода на все египетское быстро захватила разные слои римского общества. Хотя от внимательного взгляда не ускользнет, что пирамида Цестия несколько отличается по строению от оригинальных строений. Ее наконечник выглядит более острым, чем классические пирамиды. Возможно, из-за используемого материала, в ту эпоху еще неизвестного в Египте – она была сделана из бетона, сверху облицованного кирпичом и плитами каррарского мрамора. По другой версии, римская структура может быть обязана своей «неправильной» формой нубийским пирамидам, которые были более вытянутыми по сравнению с египетскими.
Что интересно, мавзолей Цестия был построен в рекордно сжатые сроки – всего за 330 дней или даже меньше. На фасаде сохранилась надпись, в которой Цестий призывал наследников поторопиться и закончить памятник именно за 330 дней, в противном случае они могли лишиться огромного наследства. Те, разумеется, поспешили выполнить условия завещания. В те времена гробница была окружена четырьмя колоннами. Сегодня их осталось только две – они были обнаружены в 1656 году и перенесены на исходное место.
Внутри пирамиды находится погребальная камера, украшенная фресками с амфорами, жрицами и крылатыми Никами. Она хорошо сохранилась, но на задней стене, где должен был быть портрет покойного, зияет дыра, пробуравленная искателями сокровищ. Они разграбили гробницу задолго до 1663 года, когда по приказу Папы Александра VII были проведены первые раскопки. Существует проект Франческо Борромини, который планировал превратить погребальную камеру в церковь, но он так и не был осуществлен.
В 3 веке пирамида в качестве бастиона была внедрена в монументальную стену Аврелиана, призванную оберегать своим периметром все семь римских холмов и Марсово поле. Благодаря этому, мрамор пирамиды сохранился нетронутым в те века, когда римляне запросто разбирали античные памятники для строительства собственных жилищ. Пирамида вообще оказалась очень везучей – ее не повредили даже бомбардировки Второй мировой войны.
В Средние века народное поверье идентифицировало пирамиду как место погребения Рема, одного из мифических братьев-основателей Рима. Об этом, в частности, писал Франческо Петрарка. В это продолжали верить до тех пор, пока в 16 веке внутри не была найдена надпись, ссылающаяся именно на Гая Цестия. Из-за своей причудливой формы, мавзолей считался одним из обязательных пунктов посещения и восхищения для юных европейских аристократов, совершавших так называемый Гран-тур, то есть путешествие в образовательных целях.
С начала 18 столетия у подножия пирамиды начали хоронить иностранцев, которые не относились к католикам. В 1821 году место официально провозгласили Кладбищем англичан или Римским некатолическим кладбищем. Помимо протестантов с Туманного Альбиона, там покоилось много немцев, евреев, русских и представителей других национальностей. Здесь каждая могила представляет собой скульптурный шедевр. Статуи, барельефы, каменные ангелы, гравюры, эпитафии делают это место не мрачным, а скорее «жутко романтичным». Многие из усопших – художники, писатели, поэты и дизайнеры мировой славы: Перси Шелли и Джон Китс, Антонио Грамши и Карл Брюллов, Грегори Корсо и Ирен Голицына. Еще более удивительной прогулку по кладбищу делает присутствие вольной кошачьей колонии.
Посещение пирамиды и погребальной камеры возможно только по предварительному бронированию и с сопровождением гида. Рим не перестает удивлять, и мавзолей Цестия может стать очередным сюрпризом для всех, кто любит Вечный город.
Текст: Екатерина Худеньких, Рим, специально для «Твоей Италии»