Традиционно ЕГЭ по русскому языку является одним из самых лёгких экзаменов для одиннадцатиклассников. Об этом говорят и сами выпускники, и статистика, согласно которой больше четверти сдающих экзамен показывают отличный результат. Однако не все так просто: по той же статистике средний результат по русскому языку колеблется в районе 70 баллов, что, может быть, в сравнении с другими предметами и достаточно много, но в целом – не сказать чтобы очень круто.
Посмотрим, что мешает выпускникам, изучающим русский язык с 1 класса школы и говорящим на нём всю жизнь, преодолевать среднюю планку в 70 баллов.
Самые частые ошибки выпускников 2021 года
Все начинается с задания №7.
На нем «валится» почти две трети одиннадцатиклассников. А нужно-то всего лишь найти предложение с ошибкой в образовании формы слова – казалось бы, выпускники это делают каждый день, когда кто-то из одноклассников у доски допускает ошибку, но, как показывает опыт, такой практики недостаточно.
За ним идет задание №10.
Это задание проверяет знания о правописании различных приставок. «Задание с подковыркой» – именно так часто называют его учителя. Здесь самое сложное - не только разобраться в приставках и научиться их грамотно писать, но и понять, какие ловушки могут ждать в этом задании ЕГЭ и не попасться в них.
Дальше затруднения вызывают задания по тексту: №22, 23 и 25.
№22 – это задание на понимание текста, логических и смысловых связей, темы, проблематики, содержания. Самая частая проблема выпускников, на самом деле, заключается в невнимательном чтении текста. Так что если вы не совсем уверены в ответе (и даже если уверены), прочитайте текст еще раз и обратите особое внимание на те моменты, о которых идет речь в задании.
№23 – это задание, проверяющее умение различать типы речи. Их всего три, запомнить несложно: повествование, описание, рассуждение. Разница между ними тоже, казалось бы, очевидна, но невнимательное чтение текста и предложения, вырванные из контекста, часто сбивают выпускников с верного пути.
№25 – это задание на определение средств связи предложений в тексте. Для успешного выполнения этого задания нужно – опять же – внимательно прочитать текст и проследить за логикой автора, какой вывод из чего следует, какая информация является основной, а какая поясняющей.
И, наконец, вишенка на торте – задание №27.
Нет, не все сочинение виновато, только критерий К2, оценивающий умение комментировать проблему. Этот навык нужно практиковать и тренировать, учиться отдельно писать комментарий к тексту и логично включать его в сочинение.