Солан летел один долгих восемь месяцев. Конечно его работа разведчика предполагала такие долгие путешествия, но в этот раз Солан извёлся в дороге – строительство его замка в седьмом секторе галактики на планете Гушаш откладывалось до конца поездки. И ещё не известно, как обернётся дело в его миссии, удастся ли ему подтвердить данные разведывательных зондов о пригодности этой планеты. Данные были противоречивы, жизнь на этой планете была, но форма существования была очень уж странной и противоречивой.
Основной миссией Галактического союза, к которому относилась и цивилизация Солана, было присоединение новых форм жизни к сосуществованию в галактике, их развитие и использование необходимых ресурсов в общих целях в обмен на новые технологии и энергию.
Планета, к которой прибыл Солан, отличалась тем, что на ней имелись гигантские запасы воды, а в мантии планеты большие скопления алмазов, которые имели большее практическое применение и были дешевле по сравнению с синтетическими алмазами, которые повсеместно использовались в галактике. Одна из цивилизаций использовала алмазы, например, для ускорения перемещения в пространстве, расщепляя спрессованный в алмазах углерод в специальной установке, а другая для получения искусственной энергии, интегрируя алмазы с фотонами своей голубой звезды. Короче говоря, алмазы применялись во многих областях жизни галактики и всегда были в цене, особенно естественные – ведь они формируются сотни миллионов лет в недрах планет.
Времени у Солана было немного, но разведку нужно было провести самым тщательным образом, не упуская мельчайших подробностей. Поэтому не теряя времени, разведчик начал запускать наблюдательные и внедряемые зонды для сбора данных. Также нужно было отправить на планету гибридного робота, который был сконструирован по подобию местных жителей и должен был провести среди них какое-то время для сбора данных по общественному устройству планеты. Пока он программировал робота, Солана порадовало то, что жители планеты были пятипалыми, как и он сам, что было в галактике определенной редкостью.
Разослав всех своих помощников в нужные места планеты, он начал принимать данные, которые с первых же минут прибытия на поверхность зондов и роботов начали поступать к нему на главный блок управления.
Первое, что удивило разведчика на этой планете это то, что местные жители использовали допотопные способы добычи и передачи энергии. Они передавали энергию с помощью перемещения электронов в металлических проводах – это была настолько древняя технология, что Солан уже и не помнил принципы её действия. Вся галактика уже миллионы лет использовала естественную фотонную энергию и синтетическую, основанную на соединениях углерода с различными веществами. Естественная фотонная, конечно была предпочтительнее, так как была бесплатной.
Чтобы добыть энергию жители планеты сжигали огромное количество смеси из углерода, водорода и серы, которую добывали на большой глубине в залежах планеты. Эту же смесь они перерабатывали и использовали в двигателях транспорта на котором они передвигались по поверхности. Вообще, как доложили зонды-роботы эта смесь очень популярна на планете, и аборигены делают из неё все что нужно им в быту: пластик, упаковку, парфюмерию и даже игрушки для своих детей. Потом, лишь малая часть этого шла на повторную переработку, а остальное выбрасывалось на большие свалки, которые либо сжигались, либо оставались лежать не подвижно в течении многих лет, своим существованием отравляя все вокруг.
Ещё тридцать процентов энергии эта цивилизация получала из других источников, таких как движение рек, ветра и даже использовали энергию, получаемую при распаде ядер урана для нагрева воды.
Все это удивляло Солана, потому что возраст цивилизации составлял на этой планете примерно полтора миллиона их лет, а за такой период можно было и отказаться от архаичных предпочтений в энергетике. Для того чтобы разобраться в этом Солан приказал зонду-роботу № 7 провести более глубокое изучение истории цивилизации на этой планете.
Включив датчик частот, Солан просканировал все сигналы, исходящие из планеты. Сигналов было много…
Отправив один из каналов на передачу изображения, Солан решил понаблюдать, что же транслируют жители этой планеты.
Включив трансматик, который переводил не только слова, но семантику происходящего, он понял, что это запечатленные заранее на носителе, последовательные сцены из истории жизни какой-то местной семьи, которые должны были вызывать положительные эмоции в виде смеха и веселья у смотрящего.
Понаблюдав с полчаса за происходящим на парящим перед ним изображением и ничего не поняв, Солан переключил на другой канал: там в большом зале собралось много местных жителей в одинаковых одеяниях, а перед ними на трибуне выступал какой-то человек, и как понял Солан он говорил о том, что нужно объединится и сплотиться перед какой-то угрозой извне. Трансматик передал чувства настороженности и страха у всей этой толпы перед какими-то чужими по духу и мировоззрению захватчиками.
У Солана закралась мысль о том, что они как-то узнали об их исследованиях и визите на эту планету. Кто же ещё чужой мог им угрожать на родной планете – может ещё какая-нибудь цивилизация вступила с ними в контакт и у них возник конфликт. Такого быть не могло, Галактический союз четко контролирует все посещения и контакты с такими планетами.
Он просмотрел данные поступающие от зондов и тут его осенило: они воюют между собой! Отчет свидетельствовал - на планете наблюдаются локальные войны с целью захвата территории и ресурсов, а также смены политического курса.
Заинтересовавшись, Солан решил пристальнее рассмотреть политическое устройство на этой планете и несколько приуныл, увидев анализ, предоставленный роботами.
Вся территория была поделена на более чем двести частей, которые назывались государством, и каждая имела своё название. Управляла этим государством обычно группа жителей захватившая власть или обманом, или по наследству, и все ресурсы в стране принадлежали им. В этой группе обычно выделялся лидер, который был харизматичнее и хитрее остальных, и он обладал наивысшей властью. Это называлось на их языке – феодализм, если Солан правильно понял. Хотя жители именовали политическое устройство своих стран по-разному – социализм, капитализм, главенство религиозных принципов и ещё много как, но суть оставалась та же – власть принадлежала наиболее обеспеченной материально группе людей.
Такое положение Солан видел на планетах системы Кануб – только там верховный правитель властвовал над целой планетой, а с другими планетами-соседями они вели бесконечные войны. В Галактический союз их не приняли, но контакт на всякий случай наладили, чтобы следить за их перемещениями и настроениями.
В Галактическом союзе понятия государство как такового не было, обитаемые миры жили как бы в упорядоченном хаосе. У них не было границ и запретов на передвижение, можно было заявится в любой из миров, на любую планету и построить там хоть хижину, хоть замок.
Многие жители галактики жили на своих кораблях, так как они были оборудованы всем необходимым для жизни, только иногда нужно было пополнять запасы воды, ну а запасы питания зависели от прихотей того или иного обитателя.
Они не стремились к лидерству или к войнам – само понятие война уже миллионы лет не практиковалось на территории Галактического союза. Воровство, грабёж и убийства, присущие застрявшим в своем развитии мирам, были совершенно не понятны жителям союзных миров.
Если какой-то доброволец желал стать разведчиком, роботы дополняли его корабль оборудованием, и он отправлялся на проверку полученных зондами исследователями данных. Если планета подходила под параметры, а их было много: этические, технические, ресурсные – всего полторы тысячи параметров, установив контакт с жителями планеты, разведчик предлагал им вступление в Галактический союз и вытекающие из этого преференции. А остальные жители союза могли принять участие в разработке недр планеты, если имели такое желание.
Но в основном всю техническую работу выполняли роботы – они и строили, и копали, и даже создавали новые механизмы и устройства. Они были запрограммированы на созидательство.
На каждой обитаемой планете союза обязательно был завод по обеспечению жителей техникой и устройствами для улучшения и облегчения жизни. Жители Галактического союза поговаривают, что это всё от лени. Им не охота заниматься всеми этими техническими штучками, и они всего лишь направляют и программируют роботов в нужное русло, чтобы те проектировали и создавали.
Для решения трудных вопросов, например, в каком месте построить дом или сколько ресурсов нужно отдать техническому заводу, жители галактики использовали искусственный интеллект, который просчитывал все до мелочей и был объективно беспристрастен. Иногда даже создавалось впечатление, что жители союза слишком доверяют искусственному разуму и стали полагаться на него даже в решении самых мелких проблем.
Что ещё удивило Солана в жителях этой планеты – не понятная общая определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, которая включает в себя слепое неукоснительное исполнение определенных действий. Он наблюдал на парящем перед ним экраном как жители собирались в больших зданиях громко что-то пели, или падали ниц, перед ними выступал какой-нибудь человек и говорил какие-то смутные и не понятные вещи, что даже трансматик не мог передать всего смысла произнесенного. Хуже того наслушавшись таких речей, жители из толпы брались за оружие, кстати довольно примитивное, и шли убивать других своих соплеменников.
Убийства… кругом убийства… Изучив статистику, Солан ужаснулся данным – эти жители истребляют друг друга день и ночь, как будто мало им убивающих их болезней и природных явлений. Природа в отличии от планет союза была здесь не управляемой и как выяснилось землетрясения и наводнения уносили много жизней.
Солан считал, а у него было своё мнение, потому что, будучи разведчиком он насмотрелся на много миров, что благоприятности жизни в Галактическом союзе помогает регулирование климата планет, отсутствие болезней и преждевременной смерти у жителей. Прерывание жизни было очень редким в мирах союза, разве что от несчастного случая или от старости, поэтому их цивилизация разрасталась и постепенно осваивала все новые как населенные, так и пустые планеты.
Изменение климата на планетах союза давно просчитывалось искусственным разумом и технически подгонялось роботами, а болезни были давно побеждены путем вмешательства в самую основу любого жителя галактики: в гены - как у цивилизации Солана, в мембрану основы жизни – как у фалагелллян, или в первичную клетку мозга – как у зарийцев. Через миллионы лет жители галактики обрели практически бессмертие, жили по тысяче и даже больше лет, никуда не торопились и всегда знали, что любые проблемы решаемы. Они прекрасно понимали устройство если не всей вселенной, то хотя бы своей галактики точно. И это придавало им уверенности и рассудительности.
Через какое-то время вернулся посланный на планету гибридный робот, внешне так похожий на местных жителей. Его искусственный мозг был перегружен, заложенные алгоритмы не справлялись с решением задач. Как выяснилось, он попал в секту каких-то любителей сверхъестественного и те ему долго доказывали, что он должен поверить в существование могущественного высшего существа, которое может в противном случае его наказать очень жестоко, вплоть до сдирания кожи, чего бы робот не хотел, так как под кожей у него не совсем приглядный вид для местных жителей.
Также робот выяснил, что на этой планете - «всё продается и всё покупается», что главное это «частная собственность и капитал», а «мозги нужны для того, чтобы делать деньги» и «на хайпе можно не плохо подняться». Трансматик пытался перевести все это в более понятные формы для Солана, и, если с капиталом и частной собственностью было понятно, то как он ни старался, не понял значение понятия «хайп».
Поступили данные зонда-робота № 7 об истории развития цивилизации на этой планете и изучив их Солан понял принцип этой цивилизации, которой как оказалось уже почти два миллиона лет.
На третью планету от желтой звезды они прибыли ни с чем, всего лишь двести беженцев из звездной системы Зим, где вели постоянные войны с соседями. Кстати там до сих пор не утихают войны - два десятка планет и одна звезда уничтожены полностью. «Хорошо, что они не выходят за пределы своей системы, иначе мы бы с ними намучались» - подумал Солан.
Они позабыли через несколько поколений все накопленные знания и их цивилизация развивалась волнообразно. Зонд нашёл доказательства, что по крайней мере девять раз цивилизация на этой планете добиралась до очень высоких вершин в своем развитии и также стремительно скатывалась вниз из-за разрушительных войн или природных катаклизмов. Но каждая новая цивилизация забывала весь пройденный путь, и повторяла все ошибки заново.
Возможно ли их привлечение в Галактический союз хотя через пару сотен тысяч лет? Солан сомневался…
Он задал все полученные данные в искусственный интеллект, для обработки, и через несколько мгновений он выдал результат: из тысячи четыреста восьмидесяти параметров подходили только двадцать два, а это всего лишь полтора процента.
Хотя в эти подходящие двадцать два параметра входили и такие параметры как умение любить, великодушие и милосердие, Солан, привыкший доверять искусственному разуму, отозвал все зонды обратно и стал готовится к отлету с орбиты планеты.
Ему конечно было жалко эту цивилизацию, постоянно сталкивающую себя в пропасть, но что поделаешь – таково устройство вселенной. Жители Галактического союза всегда были уверенны и рассудительны.
«Все дело в регулируемом климате и отсутствии болезней, я всегда это знал – подумал Солан, глядя на удаляющуюся голубую сферу – Ужасная планета…».