Найти тему
Загадки истории

ВЕЛИКИЕ АРТЕФАКТЫ #4.5/От Иерусалима до Мертвого моря/5.Судьба Мамврийского дуба

Оглавление

От Иерусалима до Мертвого моря

Судьба Мамврийского дуба

10 февраля 2019 года появилось шо­кирующее сообщение: в палестин­ском городе Хевроне, на территории подворья Русской духовной миссии, пал Мамврийский дуб, или дуб Аврама. И в этом событии сразу увидели роковое предзнаменование...

Гибель легендарного дуба породи­ла панические настроения: якобы согласно преданиям падение библей­ского древа предвещает скорый конец света. Одно из них перечисляет три признака конца света: если будет найден Ноев ковчег, если перестанет нисходить Благодатный огонь, если рухнет Мамврийский дуб. Понятно, что верующие забеспокои­лись. Еще бы, такие события сейчас творятся в мире! Раскол право­славия на Украине и в Черногории, в России вероотступники ведут пропаганду «в лесах», в Западной Европе повсюду теснят наши храмы. Вот почему святое древо не выдержало святотатства и рухнуло от по­зора, сигнализируя о близкой катастрофе. Дуб, под которым, согласно Книге Бытия, ветхозаветный патриарх Авраам встретил Святую Тро­ицу, получил название Мамврийский — от имени долины и дубравы Мамре около Хеврона. Здесь более 2,5 тысячи лет тому назад произо­шло неординарное событие. «И явился ему Господь у дубравы Мам­ре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он воз­вел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и ска­зал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не прой­ди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом...».
Для Авраама - главы многочисленного пастушеского племени - от­дых в дубравах был обычным делом. Других крупных деревьев, дающих обширную тень, в каменных пустынях Палестины просто не было. Од­нако дуб, возле которого явились три ангела, оказался овеянным свя­тым благоговением ветхозаветной истории, и потому он стал особенно ценным для христиан. Известно, что во времена римского императо­ра Феодосия Великого (IV век) эпическое древо Авраама, простоявшее, судя по всему не менее 3 тысяч лет, засохло, а его древесина пошла на изготовление лекарств. Возможно, что кто-то и в те времена спешил предвестить конец света, но мир не исчез и жизнь продолжалась.
Спустя столетия на том же месте выросло новое дерево. В период крестовых походов его часто посещали паломники. Тогда же вошло в обычай справлять праздник Троицы под его сенью. О втором по сче­ту Мамврийском дубе оставил рассказ русский паломник игумен Да­ниил (начало XII века): «Дуб же тот святой рядом с дорогой... стоит, красив, на высокой горе... Дуб этот не очень высок, раскидист очень и густ ветвями, и плодов на нем много. Ветки же его низко к земле склонились, так что муж может, на земле стоя, достать его ветки...»
Второй Авраамов дуб значительно пострадал в 1852 году, когда мол­ния отбила у него самую тяжелую ветвь. К тому времени возраст дерева насчитывал уже полторы тысячи лет, что само по себе достойно почте­ния. Тем не менее за ним никто не ухаживал, ибо ни иудеи, ни мусуль­мане не испытывали к нему особенного трепета, хотя и знали о нем. Другое дело — православные люди, для которых образ Святой Троицы, явленной у дуба в Мамре, один из самых глубокопочитаемых. В ХІХ веке остатки ветхозаветной рощи с древним деревом обнаружил начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капу­стин). Впрочем, местность Мамре, где Авраам, а затем его сын Исаак благоденствовали в тени дубрав, никуда не исчезала. Арабы называют ее Харам-Рамет-эль-Халиль («священная возвышенность друга Божье­го», то есть Авраама). Тем не менее архимандрит Антонин исследовал окрестности Хеврона, сверяя свои наблюдения с библейскими текста­ми и рассказами местных жителей. Он благоразумно не утверждал, что дуб был тем самым деревом, возле которого Аврааму явились ангелы, но придавал очень высокое значение тому, что «второй» дуб есть послед­ний остаток той дубравы, к которой принадлежал когда-то дуб Авраа­ма, а значит, все-таки есть дуб Мамврийский. В 1868 году священнос­лужитель выкупил участок, где произрастало древо, и уже в начале XX столетия поблизости от него был возведен русский монастырь Святой Троицы. Жизнестойкое растение долго увядало. В последний раз зеле­ные листья на нем видели в 1996 году. Но через пару лет около засохше­го ствола появились молодые побеги и стали хорошо развиваться, чему, собственно, и следует радоваться, вместо того чтобы ждать конца света.

До засыхания дерева считалось, что засохшая часть символизирует Ветхий Завет, а зеленая - Новый Завет
До засыхания дерева считалось, что засохшая часть символизирует Ветхий Завет, а зеленая - Новый Завет

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)