Заскакиваю в последний вагон уходящего поезда.
От католического рождества и до старого нового года душа просит сказки. Телевизор не воспринимаю от слова "совсем", а вот посмотреть на экране волшебную историю неизбежно хочется.
Архаичная советская "Ирония судьбы или С лёгким паром!" кажется безнадёжно устарела и совсем не ассоциируется с окружающей действительностью.
Нашёл! Экранизация романа Алексея Сальникова "Петровы в гриппе и вокруг него". Режиссёр - прославленный и скандальный "уголовник" Кирилл Серебренников. Посмотрю. Тем более, что книгу я прочёл. Несмотря на весь описанный в ней абсурд и трэш, она показалась мне доброй, нежной, слегка сентиментальной и вполне новогодней...
Ну что сказать? Фильм могу порекомендовать только тем, кто как и я испытывает щемящее чувство ностальгии по безвременно покинувшей нас доковидной эпохе. Помните? С заложенным носом, чихая и кашляя, немилосердно распространяя вокруг себя "бациллы смерти", вваливались мы в переполненный автобус. И вокруг не образовывалось пустое пространство! Никто не орал "наденьте маску!" и не грозился вызвать полицию. К нам пытались прижаться плотнее, стараясь согреть теплом душ и тел. Сочувствовали - рекомендовали смотреть программы Малахова и Малышевой!
А всем, потерявшим память, могу сказать, что, к сожалению, и современная художественная литература и отечественное кино никак не могут "поймать" эпоху. Не попадают. Всё время получаются книги и кинокартины о советском периоде и "проклятых" девяностых. Образа настоящего - нет совсем. Будущее - мрачно, темно, в лучшем случае - туманно. Всё, как в нашем обществе. Хтонь и сюр - вот, пожалуй, два инструмента, которыми современные российские режиссёры пытаются раскрыть загадку русской души.
Не избежал этой участи и Кирилл Серебренников. Его усреднённый, "типовой" российский город холоден и мрачен. И если в романе (сравнение неизбежно) эти холод и грязь органично вписаны в повествование, то в кинокартине эти же детали не играют. Город так и остаётся усредненно безлик. Без образа. Безобразен. Не стоило "тащиться" в Екатеринбург. То же самое можно было снять среди многоэтажек Москвы, Воронежа, Волгограда.
Снова вспомню "Иронию судьбы". Там Рязанов смог отобразить "лица" двух русских столиц.
Случайная золотая византийская "луковка" церкви посреди нового московского района противостоит строгим гранитам Невы и шпилю адмиралтейства. Одним росчерком! Гениально!
У Серебренникова - не вышло. Ни с городом, ни со временем. Разрозненные эпизоды фильма не складываются в единый пазл. Не современность, не десятые, не двухтысячные и даже не девяностые. Единственное, что вышло - это "совок". Узнаваемо, стройно, органично. Детство Кирилла. Похоже, что лучше всего режиссёр разбирается в советском прошлом и неосознанно о нём тоскует. А хтонь и сюр не становятся универсальными отмычками к тайнам русской души.
Не спасают. В отличие от просроченного советского аспирина. В книге он "работает".
Получается, что альтернативы нет. "Иронию судьбы" смотреть не пересмотреть.