Весной АНО «Центр поддержки и реализации общественных инициатив Ардатовского района» стал победителем второго конкурса Фонда президентских грантов и выиграл больше 300 тысяч рублей на реконструкцию музея «Штатол» ("Свеча") в Низовской средней школе. Первый транш гранта уже получен. На эти средства куплено оборудование для музея – шкафы, стеклянные витрины для экспонатов, буклетница, ширма и т. д., проведен ремонт в помещении, где музей располагается. На втором этапе будет приобретено компьютерное оборудование, оформлены стенды «История в лицах», «Топонимика села», «История села» и другие. Открытие обновленного музея состоится в конце марта будущего года.
О том, как создавался когда-то музей, рассказала Галина Петровна Учеватова, стоявшая у его истоков.
Самый старинный экспонат – эрзянский костюм основательницы музея Веры Ивановны Клементьевой уже помещен в стеклянную витрину, потому что он бесценен. Костюм этот не низовский, из Кочкуровского района, откуда родом была Вера Ивановна. Достался ей от крестной, которая прожила 89 лет, а той перешел от матери. Веры Ивановны нет уже больше четверти века, а краски на вышивках, что сделаны больше двухсот лет назад, даже и не выцвели. А теперь и не запылятся.
Сама Галина Петровна в Низовку приехала в 1980 году, стала работать учительницей начальных классов. Как-то ее мальчишки-третьеклассники принесли с речки необычные камни с отпечатками древних моллюсков, они стали первыми экспонатами будущего музея и хранятся здесь до сих пор, как и бивни древних животных. Создавать сельский музей они взялись тогда с Верой Ивановной. Именно им оказалась интересна история села и всякая старина, что в восьмидесятых годах теперь уже прошлого века была в изобилии в каждой избе, а они не пропустили ни одного дома. Многим тогда еще даже жаль было расставаться с предметами старины, хранящими память о близких. Отдавали не все, говорили, что вот то-то и то-то возьмете после моей смерти, а многие проявили большой интерес к их затее. Зоя Степановна Клементьева отдала вышитые полотенца и платки, старинный пулагай они получили от Любови Давыдовны Кочеваткиной. Анастасия Максимовна Антонова сохранила большие кринки, кувшины, которые по-мордовски называются шакш, отдала несколько кусков полотна, тканого на стане еще в довоенные годы, потому как после Великой Отечественной войны этим уже никто не занимался.
Секретарем сельсовета в Низовке во время войны был Михаил Ксенофонтович Антонов. Так он фотографии всех погибших на фронте сельчан собрал по селу и хранил в сельсовете. Перед смертью их передал жене брата – той самой Анастасии Максимовне, и она потом отдала эти бесценные снимки в музей. Благодаря Михаилу Ксенофонтовичу, фотографии которого как раз и не осталось, сейчас сохранены портреты почти всех погибших низовцев.
- Те старые снимки, не очень качественные, мы с Верой Ивановной возили в Саранск, реставрировали, увеличивали. На все это выделял деньги, причем немалую сумму, председатель колхоза Николай Петрович Учеватов, – рассказывает Галина Петровна.
Сейчас на стенде в музее около 50 портретов погибших солдат, всех не разместить, остальные – в альбомах. Сюда старались выставить хотя бы одного погибшего из каждой семьи, а ведь были и по несколько. Вот братьев Дугушкиных на стенде двое: Иван и Максим – оба Николаевичи, а где-то в альбоме хранится фото третьего брата Якова. Максим погиб в октябре, а Иван и Яков – в декабре сорок второго года. Каково это почти одновременно получить три похоронки, теперь уж никто не расскажет.
В краеведческом музее в Ардатове хранится похвальная грамота за учебу Ульяны Ивановны Дементьевой, выданная ей в 1915 году, а здесь в музее есть ее вышивки и схемы, по которым она это делала, сохранившиеся также с дореволюционных времен. Ульяна Ивановна была удивительным человеком, скорее всего 1898 года рождения, учиться дальше возможности не имела, знала наизусть Псалтирь и Евангелие, читала по покойникам, еще она отдала в музей старинный платок, доставшийся ей от матери, который в селе называют губовой. Старинную самотканую белую рубашку, когда-то приготовленную на смерть своей бабушки, отдала Мария Вениаминовна Ермолаева. Венчамо парь (сундук для приданого) получили от Нины Ивановны Ермолаевой. Ольга Николаевна Клементьева сохранила глиняные тарелки, которые теперь также в стеклянной витрине. Михаил Иванович Учеватов, умерший больше 20 лет назад, нашел как-то в земле на месте старого села ведень шакш - кувшин для воды очень старинный, сделанный из черной глины, такой брали на сенокос или в поле, закапывали в землю, чтобы вода не сразу нагрелась. В каком веке его забыли забрать домой или попросту не нашли в траве, и каким чудом он сохранился в целости за прошедшие столетия – вот вопрос. Уже несколько десятилетий находится он в музее, став главным свидетельством мастерства тех, кто жил здесь давно.
Галина Петровна до сих пор помнит, кто и когда отдал тот или иной экспонат. Рассказала про то, что на всякой деревянной утвари был вырезан особый узор, принадлежащий роду, и на деревянных утюгах он есть, и на сундуке для приданого. Еще они тогда много записывали устных рассказов об истории села, о судьбах людей. Особенно ценными считает 4 легенды, услышанные от простого конюха, но очень интересного рассказчика Тимофея Ильича Дементьева: «Про то, как Низовка образовалась», «О хозяевах села: почему в Чукалах хозяин петух, а в Низовке – медведь», «Про название колодца Иван Атя», «Как новая Низовка образовалась».
Двадцать лет уже его нет на свете, а легенды стали достоянием, по ним изучают фольклор школьники, их использовала и Галина Петровна при написании дипломной работы, когда заочно училась на историческом факультете.
Благодаря средствам Фонда президентских грантов скоро завершатся преобразования в школьном музее, и старинный быт села предстанет в полной красе перед будущими поколениями.
В. КОНОВАЛОВА.
Фото А. ГОЛУБЕВА.