Многие компании сейчас сталкиваются с проблемой информационной поддержки принятия управленческих решений. Какие ориентиры, какие критерии, какие показатели, куда идти, куда бежать?
Сразу хочется закрыть вопрос о том, что данные виды учета не противопоставляются друг другу, потому как они по своему важны, но служат разным целям и задачам.
Простой пример, если вы водитель автомобиля и едите по дороге, то некий текущий момент и является точкой разделения информации между прошлым и будущим.... важна информация о пройденном пути и текущем состоянии? Конечно важна, эта информация какой у вас автомобиль, какой расход топлива, какие препятствия встретились, какое состояние полотна, если вы выполняете чье то поручение, то важна информация как правильно вы его выполняете и т.д.
Нужна ли нам информация о будущей дороге (наличие пробок, постов ГИБДД, погодные условия, расстояние, наличие заправок и качество топлива и т.д.)??? Также нужна такая информация, которая позволит нам максимально реализовать свой потенциал и избежать проблем...
Также и бухгалтерский учет - фиксирует уже свершившиеся факты...
А управленческий учет - собирает информацию необходимую для принятия решений (будущих действий)...
Если, например, вы из-за метели застряли на безлюдном участке, то это уже свершившийся факт и объект бухгалтерского учета. А если бы вы для принятия решения о поездке изучили бы прогноз погоды в данной местности, возможно бы остались дома и избежали некоторого неудобства, это уже информация управленческого учета... На самом деле различий гораздо больше...
Основная цель управленческого учета - предоставить полную информацию о текущем состоянии бизнеса, которая позволит проводить анализ хозяйственной деятельности и принимать верные решения, контролировать свой бизнес, эффективно и в кратчайшие сроки отвечать на внутренние и внешние изменения. Информация управленческого учёта предоставляется только внутренним пользователям, руководителям, сотрудникам финансовых служб, для внешних пользователей (например, акционеров и кредиторов) эта информация может быть закрыта. Управленческий учёт может также оперировать прогнозами, электронной информацией, не подтверждённой первичными документами и другими возможными данными.
Управленческий учёт ориентирован именно на потребности внутренних пользователей (управленцев различного уровня), а не внешних (акционеров и кредиторов, госорганов и т. д.), информация, собираемая и предоставляемая им, не является открытой, а принадлежит коммерческой тайне.
Необходимость управленческого учета состоит в особенностях современного бизнеса в динамике рынков и выдвижении на первый план информации как некого трудноизмеримого в стоимостном выражении, но крайне ключевого ресурса, ценность которого ограничена во времени. Например, наличие клиентской базы с большим потенциалом в балансе не отражены отдельной статьей, также как и отдел продаж, бренд, продающий сайт не измерены, но для будущих результатов куда важнее чем, например, автомобиль, земельный участок, здание и т.д.
Показатели и принципы управленческого учета.
Показатели управленческого учёта, в отличие от бухгалтерского, могут быть как денежными, так и натуральными. Мало того, они могут быть качественными и вероятностными и описывать не только потоки и запасы, но и события и состояния внешнего мира, то есть управленческий учёт может оперировать альтернативными издержками и насыщенностью рынка товарами данной категории.
Если вам нужно более подробная консультация, пишите в комментариях....